Пятница, 26 апреля 2024 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно

Тульская оборонка с московской колокольни: хождение по старым граблям

30 ноября -0001

Запоследний год нашим оружейникам последовательно предложили три взаимоисключающих варианта реформирования. Первый: перетасовать созданные пять лет назад холдинги. Вторая мысль: «оторвать» несколько тульских заводов и передать их в состав стрелкового концерна «Калашников». На кой ляд тому заводы, занятые выпуском не автоматов-пистолетов, а высокоточных ракетных комплексов – шут его знает.

Наконец, идея создать чисто тульский оружейный концерн. Как в нем соединить заводы и КБ, занятые разработкой и выпуском разных типов оружия? Как запрячь в одну повозку слона, орла и кита? Но про то авторы, видимо, не знали. А консультанты, готовые рискнуть карьерой ради истины, перевелись…

Организационный «почесун» в историческом ракурсе

Разумные цари-государи хорошие оборонные заводы своими реформами понапрасну не трепали. Старались помогать деньгами, мастерами, льготами. Знали - без собственного оружия держава рискует исчезнуть с карты мира. И не случайно тульским оружейникам 320 лет назад даровали свободу, дали землю под дома, освободили от уплаты податей. Заработки рукастых фузейщиков, пушкарей и пистольщиков в три-пять раз превышали доходы рабочих на других заводах Тулы. Зато неизменно били нашим оружием шведов, турок, поляков, немцев, французов, австрийцев.

Впрочем, иногда случались промахи. В начале XX века нашептали тогдашние управленцы царскому правительству акционировать ТОЗ. И тут же предложили отменить заказ частному Тульскому патронному заводу. За два-три года «акционеры» растащили ТОЗ и довели ТПЗ до полуразрухи. Тут, как на заказ - война с Японией. Россия ее с треском проиграла: в армии не хватало пулеметов, винтовок, револьверов, патронов. ТОЗ выкупили обратно, патронному вернули заказ, рабочим в несколько раз повысили заработки…

Большевики тульских оружейников не любили. Богатые, себе на уме. Весной 1918 года большевики прислали красногвардейцев, разогнали «неправильные» советы и велели выдать им бесплатно весь запас оружия, что хранился на ТОЗе. В ответ от заводского совета – посыл по известному каждому русскому человеку адресу. «Смутьянов» тут же схватили, бросили в подвал. ТОЗ впервые за свою историю высыпал на улицу. И потребовал отпустить своих активистов. Даже очень горячие головы среди большевиков поняли: шутки кончились. За плечами у работяг – десятки тысяч пулеметов, винтовок, револьверов с полным боекомплектом. Если что – мало не покажется. Опустили. И через некоторое время получили оружие, разбили «беляков»…

В советское время выработалась трехзвенная система управления оборонными предприятиями. Завод – объединение – министерство. Нормально. Но в конце 80-х «певец перестройки» с родимым пятном на лбу двинул идею – пусть оружейники выпускают гражданскую продукцию. Вместо автоматов, орудий и ракет – лопаты, кастрюли, мини-плуги, чайники, самовары. И снял финансирование на закупку оружия. За такие вещи судить надо, а у нас – пустили заводы под нож. Следующий президент, по советам заокеанских консультантов, начал закупать оружие за бугром, окончательно сгубив собственных производителей.

И грянуло десятилетие «реформирования» предприятий ОПК.

Пять звеньев, шесть… Кто больше?

Сейчас уже и не вспомнить, сколько раз тульских оборонщиков «соединяли», «разделяли», «укрупняли»». Общим было одно – очередной правительственный куратор оружейного блока затевал собственную реформу, которая через год-другой сходила на «нет». Хорошо – если без крупных потерь для производственников. Чаще – наоборот. И так – много раз подряд. Руководители тульских, ижевских, кировских, прочих заводов и КБ России не успевали запоминать фамилии министров, их замов, по много раз возили в столицу свои предложения, бесконечное количество раз их растолковывая. И с каждым разом убеждались – их все меньше понимают. Ибо в руководители все реже пробивались собственно оружейники или просто «технари», все чаще – юристы, непонятные менеджеры, даже философы. Люди, до того не видевшие оружия вообще, выдавали мысли по поводу того, каким оно должно быть. Академик Аркадий Шипунов как-то в одном из интервью обмолвился: хотят, чтобы было непременно «красивым», «надежным», «дешевым», «инновационным». Ни одной технической подробности, ни одной мысли, в каком направлении должно развиваться конструирование новых систем. Да и откуда им взяться у топ-менеджеров нефтегазовых компаний?..

В конце 90-х годов, доведенные до нищеты и бесправия, наши оружейники выдвинули свою идею. Собрать в «кучу» уцелевшие КБ и заводы, сделать свой, тульский оружейный концерн. И выпускать самые передовые системы оружия, не рассчитывая на финансовую помощь государства. От очередной толпы московских чиновников от оборонки нужно было одно – сказать «да». Вместо этого там началась тихая паника – оружейники «разбегаются». Вслед за туляками те же мысли высказали ижевцы и ковровцы.

Тогдашний мэр Тулы Сергей Казаков – оружейник. Идею регионального концерна вместе со своими сторонниками сформулировал аккуратно. Воедино собирать разработчиков и производителей только «родственных» типов вооружений. Пусть в КБП, ЦКИБ СОО и ЦКБА придумывают автоматы, гранатометы, пулеметы, автоматические пушки и ракетные комплексы ближнего действия, тренажеры для обучения операторов, а на «Машзаводе», ТОЗе, «Тулаточмаше» их производят. Тульский патронный поможет с боезапасом.

Конечно, идея в тот момент была маложизненная – частные собственники заводов и КБ договариваться и сотрудничать друг с другом не хотели. Но и не совсем фантастичная. Не зря же сегодня перечисленные предприятия входят в единый холдинг «Высокоточные системы» - одно из подразделений государственной корпорации «Ростех». Значит, направление реформы туляки угадали верно. С воплощением – увы.

Великий человек, аграрий и политик, но очень противоречивый губернатор Василий Стародубцев поддался влиянию своих советников из числа «больших крестьян». Мол, сделаем аналог колхоза – пусть производят сразу и зерно, и молоко с мясом, и куриные яйца, и овощи с фруктами. Его решение – в оборонный концерн будем объединять всех оружейников области! Стрелкачей, ракетчиков, артиллеристов, радиоэлектронщиков, спецов по системам залпового огня, активной бронезащиты, боеприпасам, систем ПВО. В таком виде проект потащили в Москву. Смеялись все – и коллеги из других регионов, и даже ни черта не смыслящие в сути профессии «менеджеры». Понятно, что ничего не получилось…

Зуд реформаторства несколько стих к 2008 году. В оборонке отковалась странная система управления, которую нужно не только критиковать, но и ломать. Отныне цепочка выглядит так: предприятие (КБ) – холдинг – управляющая компания холдинга – госкорпорация – профильный комитет министерства – министр. Пять «звеньев», миновать которые для утверждения новой системы вооружения или прорывной идеи – почти невозможно. Великий академик А. Шипунов сказал по сему поводу максимально точно: «Поставили во главе «менеджеров», которые могут считать деньги, но ничего не смыслят в сути профессии – сгубили дело»…

Нынешние позывы к реформаторству

Есть подозрение, что регулярные инициативы от тех московских чиновников, которые как бы руководят оборонно-промышленным комплексом страны, имеют всего одну цель – показать высшим лицам государства, что они (кураторы то есть) не зря свой хлеб едят. Вот, мол, новые идеи изобретают, пытаются улучшить ситуацию.

Да? Ну, что ж, давайте глянем на некоторые из этих мыслей.

Первое. Сделать на базе Алексинского химкомбината завод по выпуску стрелкового оружия. И там же возвести новый патронный завод. С технической точки зрения – чушь, трата гигантских денег в никуда. Зачем переделывать едва подающий признаки жизни химический гигант в машиностроительное предприятие? Это – совершенно разные отрасли! Не годятся старые здания под новые цеха! Что, взрывать их будем и новые возводить? Зачем, когда в Туле – полно предприятий машиностроительного и оружейного профиля? Бери, обновляй ТОЗ, Тулаточмаш, внедряй новые технологии. И чем не устраивает Тульский патронный завод, продукцию которого покупает весь мир? Вы что, думаете, новый патронный завод будет выпускать «красивые» и «дешевые» боеприпасы? При нынешних ценах на металлы и энергоносители – никогда. И где, наконец, вы возьмете кадры инженеров и рабочих для новых предприятий? Это вам не грузчики на оптовом складе – тут нужны мастера. Их учить и растить десятилетиями надо!..

Второе. Притащить на ТОЗ со всей России и из стран ближнего зарубежья сотни тысяч лежащих без дела на складах винтовок Мосина. И начать выпускать на тульском предприятии «восстановленные» трехлинейки с красивым орнаментом на прикладе. Коллекционеры всего мира ринутся толпой их покупать за огромные деньги!

Тут даже смеяться не хочется. Выпуск коллекционных ружей и пистолетов – давний и хорошо отлаженный на Западе бизнес. Производят небольшие компании в пару десятков работников штучные экземпляры, качество которых для нынешней российской оборонки недостижимо. Какие сотни тысяч винтовок? Для кого? И кто будет делать? Вручную вырезать рисунки – нет мастеров. На лазере – какой же это «эксклюзив»? Извините, бред…

Третий вариант. Присоединить ТОЗ к недавно созданному концерну «Калашников». Вместе будут делать автоматы, пулеметы, противотанковые комплексы. Так наш завод сегодня все это и делает! Причем, конструкторы и технологи таких систем – свои же, тульские, работники КБП. Зачем ТОЗ «тащить» под крыло Ижевска, если в Туле все рядом? К тому же, у предприятий, вошедших в концерн «Калашников» («Ижмаш», «Ижмех», Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», КБАЛ (Климовск, Московская область), Ижевский НИТИ «Прогресс») – масса трудностей. Начиная от разборок по поводу банкротства некоторых из них, заканчивая огромными сложностями по освоению новых систем вооружений. Полувековой давности автомат АКМ, карабин «Сайга», винтовка «Вепрь», мягко говоря, не соответствуют реалиям времени. Новации есть, но их нужно, ох как долго улучшать. А у туляков – несколько перспективных разработок мирового уровня. И кого к кому нужно присоединять?

Четвертый вариант. Построить рядом с Ижевском новый патронный завод. Цена вопроса – «всего» 3 миллиарда рублей. Ну, во-первых, цифра явно заниженная, новые заводы ныне куда дороже стоят. Во-вторых, где взять полторы тысячи высококлассных инженеров и рабочих? Их нет ни в Ижевске, нигде рядом, вплоть до Урала. И, в-третьих – кому ж в Москве перебежал дорогу Тульский патронный завод, если его раз за разом хотят «пригнуть» угрозами создать государственного конкурента?..

Но в общем и целом ситуация в тульской оборонке неплоха. Хотя бы потому, что пока ни одна из идей столичных «реформаторов» к реализации не принята. ТОЗ работает в составе прежнего холдинга, КБП изобретает отличные системы высокоточного вооружения, другие тульские предприятия их выпускают. Осталось выразить надежду, что в столице откажутся от практики пиариться за счет всемирно известных тульских предприятий, заставляя нервничать их коллективы.

Разумные государи, генеральные секретари и президенты хорошие оборонные заводы реформами понапрасну не треплют…

Но в общем и целом ситуация в тульской оборонке неплоха. Хотя бы потому, что пока ни одна из идей столичных «реформаторов» к реализации не принята. ТОЗ работает в составе прежнего холдинга, КБП изобретает отличные системы высокоточного вооружения, другие тульские предприятия их выпускают. Осталось выразить надежду, что в столице откажутся от практики пиариться за счет всемирно известных тульских предприятий, заставляя нервничать их коллективы. Разумные государи, генеральные секретари и президенты хорошие оборонные заводы реформами понапрасну не треплют…

Александр Савенков «Тульские новости», 08.10.2013


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru