Как известно, во всех неприятных для Запада событиях виновата Россия. По крайней мере, политики ЕС и США уже приучили к этой мысли свою аудиторию. Поэтому не удивительно, что «руку Москвы» ищут и в результатах печального для Испании и Евросоюза референдума о независимости Каталонии. Тем неожиданнее, что официальный Мадрид поблагодарил в понедельник Министерство иностранных дел России «за взвешенную позицию» по каталонскому вопросу. Ранее МИД РФ заявил, что это — внутреннее дело Испании и развитие событий должно соответствовать испанскому законодательству. Дает ли реверанс Мадрида в сторону Москвы надежду на то, что Европа впредь станет относиться к России более справедливо и доброжелательно? Об этом «МК» рассказал первый вице-президент Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН.
фото: AP
- Сможет ли Россия использовать каталонский кризис для улучшения отношений с Европой?
- Не уверен в том, что такая возможность появится. Отношения России и ЕС настолько сложные, недоверие так велико, что один только жест Москвы, которая не стала поддерживать каталонских сепаратистов, вряд ли приведет к потеплению. Слишком много взаимных претензий уже накопилось, Россию постоянно подозревают во всяких интригах и вмешательствах во внутренние дела западных стран. Нас обвиняли даже во влиянии на brexit (брексит). Никто ничего не доказал, но тут как в анекдоте: «ложечки потом нашлись, но осадок остался».
Западные политики, естественно, знают, что официальная Россия не поддерживает отделение Каталонии и понимают — почему. Никакого донкихотства у Москвы нет, просто она не заинтересована в развитии и легитимации любого сепаратизма. Потому что сегодня – загорелось у твоего соседа, а завтра пожар может быть у тебя самого. Россия с такими проблемами сталкивалась в девяностые годы, и наша власть понимает всю опасность «парада суверенитетов». В Европе осознают прагматичную позицию России, другой никто и не ожидал, и ставить памятник Москве за высказывание по каталонскому вопросу совершенно не обязательно. Удара в спину от нас в данном случае не боится ни один профессиональный политик на Западе.
Но помимо профессиональной политики есть и публичные спекуляции. Не секрет, что в России всегда находятся энтузиасты, которые считают, что чем хуже для Запада — тем лучше. Они не имеют аппаратного влияния, но их мнение всегда слышно. И западные технологи нередко занимаются подменой: цитируют таких крикунов из соцсетей, делая вид, что они излагают государственную политику России.
Как у нас есть активные крикуны, так у них есть активные «подозревальщики» и специалисты по поиску российского следа. Каталонские события — не исключение.
Смотрите фоторепортаж по теме:
На каталонском референдуме пролилась кровь: массовые столкновения с полицией
14 фото
- В каком конкретно вмешательстве в каталонский референдум подозревают Россию?
- Достаточно открыть мадридскую прессу, чтобы «узнать», что каталонские сепаратисты поддерживаются Москвой. «Российская машина увеличила мощь своей работы в часы, предшествующие референдуму в целях углубления раскола в Испании и Евросоюзе», - пишет испанская газета el mundo. В качестве доказательства она приводит «рост активности связанных с Кремлем и Путиным пользователей сети Твиттер». Другие СМИ пишут, что в России Испания подается, как враг Каталонии и всех граждан. Понятно, что европейские журналисты и политики умышленно путают российских блогеров, которые по определению всегда за любой бунт, с кремлевской государственной машиной.
- Высока вероятность, что во вторник каталонский парламент на основании референдума объявит о независимости от Испании. Как могут развиваться события дальше?
- Я думаю, что парламент независимость провозгласит, и у испанского правительства не так много вариантов реакции на это. Мадрид может распустить каталонский парламент, но после этого будет только хуже. Сейчас в нем много нейтральных депутатов, а на фоне раздражения, связанного с насилием испанских полицейских, пытающихся сорвать референдум, народ выберет исключительно сепаратистов. Воскресные события предельно разогрели антииспанские эмоции. К тому же парламент может просто отказаться разойтись, как это было в Москве в девяностые годы. Со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому более целесообразен второй путь. Спросить у каталонцев: а куда они собираются выходить? В Евросоюз их без согласия Испании не возьмут. А границы вокруг придется выстроить. То есть — это сразу обреченность на изоляцию. На ухудшение жизни. К ним перестанут приезжать туристы. Футбольный клуб Барселона (один из главных символов) не сможет играть в чемпионате Испании и Лиге чемпионов. А параллельно с разъяснениями будут подключать судебную систему, которая признает целостность Испании. Судья еще раз дадут правовую оценку референдуму и его зачинщикам. Не самое сложное — выяснить, откуда они брали деньги на организацию референдума. Если из бюджета — это уголовное преступление. Можно найти и другие грехи. Так уже поступали с организаторами прошлого каталонского референдума, которые отстранены от должностей и осуждены.
Читайте материал: Каталония скатилась к независимости: между миром и гражданской войной
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram
Смотрите видео по теме:
«В Каталонии полицейские избили голосующих на референдуме: 40 пострадавших»
00:42