В выборную кампанию 2018 года Владимир Жириновский вступал с надеждой на прорыв. Не просто набрать привычный для ЛДПР процент в пределах 10 — но занять второе место, потеснив кандидата от коммунистов. Шансы на это у политика были — но по итогам выборов ниша Жириновского осталась той же: меньше 7% голосов. ВВЖ набрал 5,65% (в 2012 году — 6,22).
фото: Геннадий Черкасов
В свой штаб — он же Центральный аппарат ЛДПР — Владимир Вольфович после выборов попросту не приехал. Отправился сразу на Пушкинскую площадь, где праздновали «Ночь выборов»... Действительно, что лидеру делать в собственном штабе после выборов. Простота и отсутствие «екивоков» - фирменный стиль ЛДПР. Кстати, востребованный. Почему же тогда на федеральном уровне у ЛДПР вот уже четверть века нет значимых, прорывных результатов?
- Бренд партии — известнейший и один из старейших в России, - говорит Владимир Шаповалов, политолог, доцент МПГУ. - У ЛДПР есть актив и оргструктура в практически всех регионах страны. Это всё плюсы. Но есть и минусы, главный из которых очевиден. Либерал-демократическая партия — авторский, вождистский проект.
То, что «говорим ЛДПР — подразумеваем Жириновский», не нужно и доказывать. Достаточно посмотреть на штаб-квартиру партии. Внутри, на каждой стене, фотографии вождя в разные времена. Некоторые сняты лет 10 и более назад. Но другого лица у партии пока нет. А это значит — стареет Жириновский, слабеет и его результат.
- Конечно, результат 2018 года для Жириновского — не провал, но и не успех, - рассуждает Шаповалов. - Это плавный понижательный курс, причиной которому целый ряд факторов. Старение самого Жириновского — объективный физиологический процесс. От Владимира Вольфовича несколько устали. Не говоря о том, что его весьма яркая внешнеполитическая программа, которая раньше привлекала к ЛДПР множество сторонников, сейчас практически полностью в руках президента Путина. Жириновский пытался в этот раз говорить о внешней политике еще более радикально — но это у него не получилось, увы. Часть электорального ресурса на сей раз ушла от Жириновского к Путину...
«Мы за русских! Мы за бедных!» - последний запомнившийся слоган ЛДПР. Ему лет десять — но он все-таки актуальнее, чем «Вымоем сапоги в Индийском океане», по которому аполитичная часть россиян знает Жириновского еще с девяностых. Русских в России стало меньше? Или бедных? Почему лозунг не работает?
- Именно на повестке защиты простого народа Жириновский и его партия выигрывает много местных выборов, имеет ощутимые результаты в политике — особенно за Уралом, - говорит Владимир Шаповалов. - Здесь прямой конкурент Жириновского — КПРФ, и когда в начале нынешней президентской кампании считалось, что кандидатом от коммунистов вновь станет Зюганов, у Владимира Вольфовича были неплохие шансы. Он энергичнее, харизматичнее, результаты его партии показывали рост по итогам думской кампании, а в КПРФ вроде бы царила апатия. Вот тогда и появилась идея, что Жириновский может победить Зюганова и стать вторым в гонке. Но вмешался неожиданный фактор — Павел Грудинин.
В результате Грудинину отошли голоса Жириновского даже в традиционной «вотчине» последнего — в Сибири и на Дальнем Востоке. А все потому, что Грудинин — не профессиональный политик, а хозяйственник, а значит, новое лицо. Впрочем, и результат КПРФ просел по сравнению с 2012 годом. А ведь будь от КПРФ Зюганов — комбинация могла бы перевернуться.