Президент России Владимир Путин сравнил гипотетическую попытку военного урегулирования конфликта на Донбассе с резней в Сребреннице, жертвами которой, по разным оценкам, в 1995 году стали от 1 до 10 тысяч человек. Насколько приемлемым было это сравнение, «МК» выяснил вместе с экспертами.
фото: Наталия Губернаторова
Путин и его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявили, что миротворческий контингент не должен размещаться на российско-украинской границе, так как это может привести к резне. В частности, они переживают, что украинские экстремисты воспользуются ситуацией, что перебить своих противников на Донбассе так же, как в свое время это сделали сербы с боснийскими мусульманами в Сребреннице. По словам Пескова, Россия не поставит под угрозу судьбы жителей Донецка и Луганска, даже если взамен с нее снимут обвинения в военной агрессии против Украины.
Подробнее: Путин: Россия не допустит резни в Донбассе
Обычно, украинские и российские эксперты и политики говорят в этом случае о так называемом «хорватском сценарии». Напомним, в Киеве радикалы не редко с завистью вспоминают о том, как в 1995 году хорватские власти за 84 часа покончили в своей стране с сербскими сепаратистами. В ликвидации Республики Сербской Краины участвовали примерно 200 тысяч солдат. Жертвами операции под названием «Буря» стали несколько тысяч сербов из числа мирных жителей, еще 200-250 тысяч человек превратились в беженцев.
Так называемая «резня в Сребреннице» тоже произошла в 1995 году. До этого населенный пункт, захваченный боснийцами, был со всех сторон окружен Республикой Сербской и находился в осаде. Безопасность города обеспечивали миротворцы ООН, однако, ненависть сербов к боснийцам была так велика, что голубые каски не смогли их остановить.
Напомним, вся гражданская война в Боснии и Герцеговине проходила с использованием этнических чисток. Нередко сами боснийцы уничтожали целые населенные пункты, совершали грабительские набеги на мирные поселения и так далее.
Учитывая ожесточенность гражданской войны, следует отметить, что даже по цифрам погибших в Сребреннице нет окончательной ясности. Сторонники боснийцев утверждают, что там погибли от 7 до 10 тысяч человек, сторонники сербов говорят лишь об 1 тысячи убитых.
Как бы там ни было, массовые убийства в Сребреннице привели к массированным бомбардировкам Республики Сербской со стороны НАТО. В короткий срок сербы лишились своего военного преимущества и были вынуждены пойти на переговоры с Боснией и Герцеговиной, которые закончились подписанием Дейтонского соглашения. Даже Конституция является лишь приложением к этому документу.
Возвращаясь к ситуации на Донбассе следует отметить, что параллель с трагедией Сребренницы выглядит не бесспорной. Во-первый, война востоке Украины не имеет этнического или религиозного окраса. Во-вторых, в гражданской войне в Боснии и Герцеговине Россия была на стороне сербов, многие россияне стали добровольцами в их армии. В-третьих, после массового убийства боснийцев в Сребреннице вмешательство НАТО принесло Боснии и Герцеговине победу, которую они бы никогда не смогли добыть самостоятельно.
Откуда взялась такая аналогия и нельзя ли придумать что-нибудь более уместное, «МК» выяснил у экспертов:
Денис ДЕНИСОВ, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
- Ни у кого не вызывает сомнений, что в случае, если Украина получит контроль над границей с Россией , это сразу же приведет к полной и тотальной блокаде Донбасса. Причем совершенно не важно, как Киев будет объяснять ситуацию в публичном поле. Также очевидным фактом является то, что блокада в первую очередь ударит про рядовым жителям ДНР и ЛНР, а не по элите.
Естественно, что в этих условиях у многих украинских политиков возникнет желание решить конфликт силовым путем, тем более, что приблизительно уже будет понятно, сколько в самопровозглашенных республиках вооружения и людей, способных им пользоваться. Сегодня в Киеве никто не скрывает, что после победы в Донецке и Луганске начнутся массовые задержания, чтобы выяснить кто и как сотрудничал с властями ДНР и ЛНР... И здесь перед нами встает вопрос, вправе ли мы рисковать жизнями сотен тысяч людей.
Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
- Путин вспомнил о резне в Србереннице, потому что о ней хорошо знают на Западе, ведь она смогла состояться в результате его пассивности. Президент России всегда старается сформулировать свою мысль таким образом, чтобы ее суть как можно лучше дошла до его аудитории.
Вместе с тем следует признать, что резня на Донбассе была бы в результате не пассивности, а активности стран Запада. В частности, благодаря активной помощи Евросоюза и США в Киеве уже который год держится террористический режим, жертвами которого стали десятки тысяч человек, несколько тысяч пропали без вести. Как только эти преступники получат доступ к российской границе, та же участь постигнет жителей ДНР и ЛНР.
Конечно, Евросоюз и США заявляют о безальтернативности Минских соглашений, но трактует их совершенно не так, как Россия. Москва хочет сначала получить гарантии мирной и безопасной жизни для Донецка и Луганска, и только потом допускать украинцев до границы. В свою очередь американцы и европейцы хотят сначала передать украинскую границу Киеву, потом дождаться, когда он методом террора установит там свою власть, а потом посадит во главе Донбасса своих марионеток.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал