Все транспортные средства, выполняющие работу на железных дорогах классифицируется по типу службы. Можно выделить 3 главных вида локомотивов: поездные или магистральные (осуществляют передвижение поездов), маневровые (выполняют передвижения (маневры) подвижного состава на станциях) и промышленные (работают на предприятиях).
Поездные транспортные средства, задействованные в работе с поездами, выполняют перевозки грузов и пассажиров. Поездной тяговый подвижной состав в свою очередь подразделяется на 3 типа:
- грузовой,
- пассажирский
- и универсальный.
Грузовые локомотивы
Грузовые локомотивы задействованы в железнодорожном транспорте на грузоперевозках. Их отличительной особенностью являются повышенные тяговые свойства для работы с грузовыми поездами большого веса до 7 тысяч тонн. Они могут реализовать силу тяги более 60 кН на одну колесную пару при трогании состава с места. Под грузовой транспорт иногда ведут обособленное строительство жд путей.
В современных грузовых транспортных средствах присутствует порядка 8 – 12 тяговых осей для создания значительных тяговых усилий. Грузовые локомотивы большей частью состоят из нескольких частей, соединенных друг с другом, которые называются секциями. Такие локомотивы достигают наибольшей скорости в 125 км/ч.
Пассажирские транспортные средства
Пассажирские транспортные средства выполняют перевозки пассажирских скоростных поездов. Их отличительной способностью является быстрый набор скорости поезда, а также ее обеспечение на всем пути следования поезда. Конструктивная скорость пассажирских тепловозов и электровозов может достигать 220 км/ч. Для реализации скоростного режима движения поезда необходима повышенная мощность тягового привода, которая превышает значение мощности грузового тягового подвижного состава. Из-за того, что пассажирскому локомотиву, в отличие от грузового, не нужны значительные тяговые усилия, то, для них вполне хватает одной секции.
Приводные вагоны автомотрис (рельсовый автобус) и моторвагонного подвижного состава (электропоезд, дизельпоезд) также входят в типаж пассажирских тягового транспортных средств.
Также под в данный вид входят и трамвайные средства, но колея железной дороги совсем иная. Производство рельс ведется по другим ГОСТам как и стрелочные переводы трамвайных путей.
Универсальные
Универсальные или грузопассажирские транспортные средства применяется, как правило, на участках железных дорог, где имеются небольшие размеры движения. По экономическим критериям выгодно их использовать на данных участках с поездами обеих типов. Еще одной отличительной особенностью универсального локомотива является его меньшая мощность.
Маневровые транспортные средства
Маневровые транспортные средства предназначены для выполнения маневровой (вспомогательной) работы. Такие локомотивы осуществляют определенные действия: перемещение единиц железнодорожной техники в границах железнодорожных станций, работа по объединению вагонов в состав поезда и его расформирование, операции по перестановке вагонов для их погрузки и разгрузки, а также некоторые другие функции. Деятельность, осуществляемая при выполнении маневровой работы, является отдельной от вождения поездов.
Маневровые транспортные средства являются менее мощными (примерно 1000 кВт), так как они не используется так, как поездные локомотивы. Это связано с особенностями их работы: перемещение составов с небольшим весом и с малыми скоростями. Для маневрового движения применяются в основном тепловозы, обладающие всеми свойствами присущим маневровым локомотивам: автономность, повышенная готовность к выполнению работы, быстрый переход между различными режимами работы.
Промышленный транспорт
Промышленные транспортные средства предназначены для выполнения работ на тракционных путях и внутри промышленного предприятия. Роль промышленных транспортных средств, как правило, выполняют тепловозы с гидравлической передачей, которые могут иметь 2, 3 или 4 оси. Мощность их привода по сравнению с другим тяговым подвижным составом имеет небольшое значение.