Воскресенье, 21 Январь 2018 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

«Лига Справедливости» — двухчасовой салат

13 января 2018

Где-то в одной из альтернативных реальностей "Человек из стали" стал замечательным фильмом, даже безупречным. Эталонным кинокомиксом, который оставил далеко позади и "Стражей", и "Темного рыцаря". На волне успеха серию продолжили фильмы про Бэтмена, Чудо-женщину, Флэша, Аквамена и Зеленого Фонаря. В той реальности серьезность не отождествляли с мрачностью и приглушенными цветами в кадре, шуточки не делали приоритетом, а злодеи выходили действительно яркими. В той реальности не ставили целью начинить фильмы наибольшим количеством персонажей. Вместо того, чтобы превращать ленты в салатное месиво, там рассказывали связные складные истории. И только когда все дела со всеми героями в одиночку были решены, пора собрать их для совместного выступления под названием "Лига Справедливости".

В нашей же реальности кинематографическая вселенная DC обречена. Ярким доказательством этого как раз-таки и есть "Лига Справедливости" - двухчасовой салат с нездоровым количеством экспозиции, лошадиной дозы шуток и ведра фан-сервиса. Больше там нет ничего. Да, конечно, лента прошла через производственный ад, на финальном отрезке вместо Снайдера пришел Джосс Уидон, снявший добрых 20% ленты и перемонтировал ее чуть не заново (причем это был не тот Уидон, снявший "Мстителей", а Уидон - режиссер "Мстителей 2"). Однако проблемы скрываются значительно глубже и даже полная смена режиссера их бы не изменила.

На первый взгляд, в плане структуры "Лига Справедливости" сделала шаг вперед по сравнению с "Бэтменом против Супермена". Фильм не мечется между темами и ветвями рассказа, не зная, за что ему взяться. Здесь все просто в рамках командного фильма: введение с представлением главных действующих лиц, вот представления злодея его плана и первыми удачными шагами на пути к его воплощению, формирование команды и масштабное финальное противостояние, среди которого, в самый важный момент, к группе возвращается самый мощный парень в коллективе. Далее все преодолевают злодея и на небе появляется радуга, летают бабочки и бегают единороги, все вокруг улыбаются, а у меня странным образом исчезает опухоль мозга, которая образовалась как раз-таки во время просмотра этой ленты.

Если вам кажется, что эта схема была предпринята и в "Мстителях", то вам не кажется. Но есть один нюанс: каждого персонажа в "Мстителях", который говорит больше семи слов, уже показывали ранее и в этих предыдущих появлениях они также говорили более семи слов. Мы знаем, кто это, что этот человек / монстр / бог, более или менее знаем основные особенности его характера. Того и нет необходимости тратить время на экспозицию, можно сразу приступать к действию.

В "Лиге Справедливости» уже если брать титульную команду супергероев, половина из них представлена не была. Так их моментами показали в "Бэтмене против Супермена", но опять же - это просто фан-сервис, а не пусть даже минимальное представление персонажа. Как следствие, связного вступления здесь нет, - просто беспорядочная нарезка с персонажами, где неприлично много экспозиции.

Ладно, всех кое-как показали, время теперь собирать команду. И чем ближе к титрам, тем больше болит лоб и ладонь от того, что сделали с персонажами. Уже "Бэтмен против Супермена" вызвал подозрение, что Снайдер не понимает сути материала, с которым работает. Мол, готов комикс, с репликами и фактической раскадровкой - все получается круто. Но когда надежного фундамента нет и приходится работать с чужим сценарием - Снайдера уже мало, и за красивой картинкой становится значительно меньше содержания. Снайдер то ли не хочет, то ли не умеет, то ли просто не может оказать влияние на сценариста.

Наверное, самое поразительное изменения претерпел Флэш. Дело здесь не только в глупом костюме и синих молниях, которые никак не могут определиться, с чем действительно взаимодействуют. Барри Аллен / Флеш, как только закончится его экспозиционная сценка, превращается в механизм по выработке шуточек. Все, нет человека, только андроид-анекдот. Обидно и то, что Флэш выглядит подражанием последнего Паучка от Marvel. Тот же типаж, те же манеры "О, я в команде супергероев! Круто!", То же выставления смешным недомерком между старшими товарищами.

Аквамен в свою очередь - нескрываемый аналог Тора. Брутальный и тупой качок, которому следует трясти гривой (боже, эта сцена с выпивкой в слоу-мо!) и изредка отпустить какую-то нелепую шутку. Все, конец. При этом внешнее оформление персонажа безусловно удачное. Бородатый и косматый Аквамен с грозным взглядом не является новинкой для комиксов, но вот в кино Джейсон Момоа действительно выглядит мощно - поистине могущественный царь семи морей, в костюме или без. Правда, это работает только когда он молчит и не двигается.

Менять персонажа для кино, отходить куда-то в сторону - не проблема сама по себе. Возьмем, к примеру Джокера Хита Леджера. Абсолютно неканонический, максимально оторван от того, кем этот персонаж был раньше (и речь здесь вовсе не о внешности). Но плохо ли это? Отнюдь! Леджер сумел создать своего уникального Джокера, настолько яркого и мощного персонажа, что прочно засел в сердцах, умах и истории.

Так же и с другими. Хотите менять персонажей - вперед! В этом и красота медийности, что можно менять, обновлять и обогащать знакомые образы. Но это работает только тогда, когда это изменение к лучшему, когда она несет в себе что-то новое, свежее и не менее энергичное.

С Флэшом и Акваменом все понятно. Киборг, о гениальном интеллекте которого говорят прямым текстом, оказался полной посредственностью, которая смогла хоть что-то показать только при подключении мозга к интернету. А Бэтмен ... Черт, даже больно вспоминать. Когда персонажа - который по умолчанию должен контрастировать с остальными из Лиги, потому что он:

а) радикально слабее всех остальных
б) радикально умнее всех остальных

Про экшн и злодея говорить нечего. Ни хорошего, ни плохого. Сеть просто трещит жалобами, мол, Степной волк - плохой злодей. Да нет, он просто никакой. Он есть, потому что должен, потому что в супегеройском кино должен быть финальный босс. И Степной волк отрабатывает свою минимальную программу. Больше ничего у него не заложили. В самом деле, даже верхняя губа Супермена вызывает больше эмоций, чем деяния Степного волка.

То же самое и с боевыми сценами. Боевые сцены, как бы хорошо они ни были нарисованы, сколько бы взрывов там не было, как бы ни обмазывали их блюром или слоу-мо - это все не работает, если за этим фейерверком ничего не стоит. Нет угрозы; нет напряжения - и все, битва теряет свою ценность, превращаясь просто на дорогую картинку. Необязательно, чтобы кого-то открыто убивали, так, главные герои однозначно дойдут до конца, вопрос лишь в том, в каком состоянии, насколько целыми они будут в этот момент ("Логан", "Рейд", "Терминатор 2" и далее по списку).

"Лига Справедливости" срезает напряжение под ноль. Дошло даже до абсурда - финальная битва происходит в фактической заднице мира, где живет едва сотня людей и то, сравнительно далеко от самого поля битвы. Но чему удивляться, если в "Бэтмене против Супермена" в конце было то же самое. В таком случае окончательная битва с Дарксайдом должно происходить вообще на безлюдной планете. Там уж точно не будет никаких жертв среди мирного населения.

Что в таком случае остается, без напряжения-то? Вполне тиражная битва с боссом, где членам Лиги даже не дали коронных моментов, 15 секунд славы для каждого персонажа, чтобы тот мог похвастаться перед зрителями и внес вклад в общее дело. Ко всему, эта тиражная битва перерисована в уродливых красных тонах, что превращает все в красно-коричневую кашу. Добавьте сюда еще сомнительно нарисованного Степного волка с топором и еще Киборга - и получите превосходное использование бюджета в 350 000 000 долларов. Даже верхняя губа Супермена вызывает больше эмоций, чем все экшн-сцены фильмы вместе взятые.

Но больше всего огорчает то, что киновселенная DC потерял лицо.

Столько лет студия противопоставляла себя Marvel, делала упор на серьезности, имела узнаваемую картинку. А теперь что? На досъемки пригласили именно Видона, который сократил театральную версию в час, выбросил кучу сцен из трейлеров. После титров нас ждут сразу две сцены.

"Лига Справедливости" - это не фильм Зака Снайдера. Да и не Видона также. Это и не фильм даже, а платформа для будущих сиквелов и других фильмов киновселенной. Это исключительно продюсерский продукт, слепленный из тиражных элементов, которые должны всех удовлетворить и никого не обидеть. Здесь никто не ставил себе целью рассказать историю или хотя бы вообще рассказать о чем-то. Единые капельки чего-то живого в "Лиге Справедливости" есть только на старте ленты и сопровождаются песней "Everybody knows".

Приманка и преимущество фильмов DC (во все времена, и до сих пор) состояла в том, что они всегда пытались быть чем-то большим, поговорить со своим зрителем о чем-то важном и стать именно хорошим фильмом, а не экранизацией комиксов. Так, на одну удачную попытку приходилось менее 10 неудач, но подобную цель DC преследовала всегда. Даже в "Бэтмене против Супермена". Поэтому да, "Лига Справедливости" удалась несколько лучше как фильм, но ее художественная ценность меньше.

Хотите увидеть хорошую ленту о Лиге Справедливости - посмотрите мультик "Justice League: War". Он основывается на той же истории и имеет в себе гораздо больше логики, при том что в полтора раза короче и в сто раз дешевле. А потом сравните с оригиналом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru