Автомобили, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, должны быть оснащены цифровыми тахографами – специальными устройствами слежения за скоростью их передвижения и режимом работы водителя. Получение данной информации и настройка приборов осуществляется специальной пластиковой картой, оснащенной электронным чипом.
Что такое карта водителя
По своему предназначению карты выпускаются для:
- водителей;
- предприятий;
- мастерских;
- контроллеров.
Карточки водителя, как и все остальные, изготовливаются из пластика, имеют встроенный микропроцессор, на который записываются сведения о шофере, данные о движении и остановках транспорта, проводимых работах, допущенных нарушениях.
На лицевой и оборотной сторонах документа по определенной форме наносится информация о водителе.
Шофер вправе иметь только лишь одну работающую карточку водителя, соответствующую типу тахографа, установленному на его автомобиле. Смарт-карта водителя принадлежит исключительно владельцу, передавать третьим лицам её нельзя.
Почему существуют варианты
В настоящее время на территории России в законном порядке действуют два типа тахографов.
К первому типу относятся приборы системы ЕСТР (единая система технического регулирования). Они должны обязательно присутствовать на автомобилях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по дорогам Европы. Могут применяться и на территории России.
Ко второму типу причисляются тахографы отечественной системы СКЗИ с установленным блоком криптозащиты сведений, записываемых аппаратом. Подобные тахографы разрешены к эксплуатации только внутри Российской Федерации.
Имеются еще аналоговые аппараты и приборы, не имеющие блока СКЗИ. Однако со 2 марта 2018 года эксплуатация таких устройств на грузовиках и автобусах не допускается.
Каждому указанному типу тахографов соответствует своя карта. Изделие, выпущенное для системы ЕСТР, не подойдет для тахографа СКЗИ. Более того, попытка снять показания с прибора другого типа может привести к повреждению и прибора, и пластиковой детали. Иными словами, заменить одну другой никак не получится. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть отличия карты водителя ЕСТР от СКЗИ.
Описание карты ЕСТР
По своему внешнему виду водительские карты евростандарта и СКЗИ во многом схожи. У них одинаковые форма и размер, различия в цветовом фоне едва уловимы. Чипы у той и другой модели находятся на оборотной стороне.
Чем отличаются карты водителя ЕСТР от СКЗИ
- Бумага для их изготовления применяется с разными водяными знаками. На лицевой стороне СКЗИ слева напечатана узорная полоса, на которой помещается фотография владельца. На оборотной стороне справа поверх вертикальной узорной полосы размещена голограмма – защитный элемент, предотвращающий подделку.
- Русский текст на евро-карте дублируется английскими буквами (лицевая сторона) и английским переводом (оборотная сторона).
- На оборотной стороне карты ЕСТР в левом верхнем углу указан знак e1 либо е22.
- Карта ЕСТР используются без пин-кода в отличие от моделей СКЗИ.
- На вариантах для ЕСТР белые буквы RUS помещены в прямоугольник, у СКЗИ – в овальный знак синего цвета.
- В соответствии с Международным соглашением по применению технологии ЕСТР срок действия карты европейского образца составляет 5 лет, СКЗИ – 3 года.
Еще чем отличается карта водителя ЕСТР, так это своей более высокой стоимостью изготовления карты – 3,5 тысячи рублей против 2,5 тысяч СКЗИ.
Есть различия в сроках изготовления. Документы европейского типа готовится 21 день, карта водителя СКЗИ изготовляется в течение 10-12 рабочих дней - узнать подробнее про изготовление и выдачу карты водителя ЕСТР http://www.tahocard.ru/card-voditel/Vestr/.
Смарт-картой ЕСТР пользоваться проще, так как она не требует ввода пароля, чем и отличается карта водителя ЕСТР от СКЗИ.
Выбор чипа
Водительская карточка в цифровом тахографе приспособлена для отображения, хранения и распечатки данных о действиях шофера. Указанные данные должны регулярно выгружаться, считываться не реже четырех недель.
Выбор, естественно, зависит от того, какой тахограф установлен на вашем автомобиле. Если же вы поступаете на работу в автопредприятие, парк которого располагает автомобилями с разными тахографами, имеет смысл приобрести модели обеих систем.
Если рассматривать какой вариант тахографа выгоднее, то следует обратиться к расчетам затрат на установку и эксплуатацию приборов. Специалисты подсчитали, что сумма первоначальных и последующих затрат на эксплуатацию устройства составит за 6 и 9 лет:
- по тахографу СКЗИ — 67 000 руб. и 90 000 руб. соответственно;
- прибору ЕСТР – 65 690 руб. и 71 690 руб. без затрат на получение и продление международной лицензии.
Чтобы установить европейский тахограф необходимо иметь лицензию на международные перевозки. Стоимость ее оформления у юристов составит от 45 000 до 75 000 руб. Срок получения займет 30 дней.
Как получить
Изготовляют водительские карты в специализированных мастерских, имеющих соответствующее оборудование и лицензию ФСБ на право работать со средствами защиты информации. Они должны пройти аккредитацию. Проверить ее наличие лучше всего на сайте Федерального автотранспортного агентства. На данном портале есть возможность ознакомиться с образцом заявления на приобретение этого документа.
Карты водителя выдаются лицам:
- имеющим категории "C", "D" или "E";
- проживающим на территории России не менее 185 дней в году;
- достигшим 18-летнего возраста и перевозящим грузы на ТС с разрешенным весом не более 7,5 тонн;
- достигшим возраста 21 года и осуществляющим грузоперевозки на автомобилях с разрешенным весом свыше 7,5 тонн, имеющим право работать в сфере перевозок пассажиров.
В России карты водителя выдаются лицам, имеющим российское гражданство и иностранным гражданам, проживающим не менее 183 дней в году на территории Российского государства.
Когда срок действия тахокарты подходит к концу, ее необходимо заменить. Причинами получения нового изделия могут стать также:
- возникшие повреждения, которые не дают возможность пользоваться документом;
- регулярные сбои в процессе использования смарт-карты;
- изменения сведений о водителе (имени водителя, адреса проживания);
- получение нового водительского удостоверения;
- утеря или кража чипа.