Вторник, 12 декабря 2017 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Объединение Тулы и Ленинского – «За» и «Против»

30 ноября -0001

Покажителям этих двух муниципалитетов предлагают обсудить возможность объединения, сама власть, похоже, всё уже решила, а народу, по старой доброй традиции, фактически предлагают это дело «единодушно одобрить».

Постепенное врастание

Сама идея расширить областной центр за счёт окружающей его со всех сторон сельской территории, возникла ещё четверть века назад. Но горбачёвская «катастройка» нарушила эти планы, которые были отложены в долгий ящик. Всерьёз к ним вернулись с приходом к власти губернатора-реформатора Владимира Груздева. Причём рассматривать перспективу «дружественного поглощения» начали в контексте конкретных имён и фамилий, но об этом ниже.

Туле действительно стало тесно в своих нынешних границах, даже после включения в её состав ряда окрестных посёлков и даже деревень, это стало ясно не вчера. Хотя бы такие примеры: тульский полигон твёрдых бытовых отходов находится в Ленинском районе, городское кладбище – тоже. Даже земельные участки для многодетных семей Тула начала выделять у соседа. Крупнейшие торговые центры – и те «прописались» в пригородном муниципалитете, а не в самом областном центре. Не забываем, что многие туляки имеют там дачи и загородные дома.

Будем также иметь в виду, что отсутствие свободной земли в губернской «столице» не позволяет осуществлять комплексную застройку микрорайонами, ибо возможности критикуемой справа и слева, с верху, снизу и сбоку застройки точечной давно исчерпаны. В свою очередь, тысячи «ленинцев» с закрытием промышленных и сельскохозяйственных производств в своём районе (типичные примеры – завод «Горхим» и совхоз «Парники») спасаются от безработицы в «хлебной» Туле. Таковых, по разным оценкам, от четверти всего и более половины трудоспособного населения района. Так что аргументы в пользу объединения очевидны.

Не мы первые

Теперь об аналогичном опыте. Начнём с того, что несколько лет назад Новомосковский район стал единым городским округом без деления на поселения. Селяне от этого, в общем-то, только выиграли (и уж точнее не проиграли), а под административно-территориальную реформу удалось запустить и крупный инвестиционный проект федерального значения «Промышленный комплекс г.Новомосковск».

Имеются прецеденты приращения города селом и в ряде административных центров субъектов Федерации. Типичные примеры – южный Краснодар и соседняя Калуга. Первые за счёт окрестных деревень увеличили численность своего городского округа с 784 до 871,2 тысяч человек. Калужане, включив в черту города 73 села и деревни, за счёт них выросли с 331,4 до 347 с лишним тысяч населения. Кстати, в обоих городах, в отличие от Тулы, наблюдается положительный демографический прирост.

Есть вопросы, а ответы?

Тем не менее, вопросов, связанных с грядущим расширением Тулы, предостаточно, и они, в основном, возникают как раз у жителей пока ещё Ленинского района. Самое главное: что будет с льготами по оплате электроэнергии, сельскими надбавками бюджетникам? Что станет с тарифами на проезд? Не придётся ли перерегистрировать недвижимость и заново оформлять паспорта? Кстати, а как насчёт скоростного режима на дорогах? Скажем, часть автомагистрали М-2 «Крым» проходит по территории Ленинского района. Если он станет Тулой, значит ли это, что там нельзя будет ездить быстрее, чем в черте города?

Чиновники областного правительства вроде бы успокаивают – мол, ничего не изменится. Но сразу вопрос: как это не изменится?! Почему за проезд, например, из Петелина в Тулу придётся платить столько же, сколько и сейчас, коль Петелино будет частью города? Так что ленинцы вряд ли получат какие-то значительные преференции.

Зато возрастёт социально-экономическая нагрузка на Тулу, ибо бюджет Ленинского района весьма дотационен. Появятся новые расходы городской казны – к примеру, на сельское хозяйство. Да и вообще стирание грани между городом и деревней потребует огромных вложений, поскольку тульский пригород хоть и отличается в лучшую сторону от отдалённой депрессивной глубинки, но всё же по многим показателям – благоустройство, состояние коммунальной и дорожно-транспортной инфраструктуры, социальной сферы – отстаёт от городского.

Станет ли власть ближе?

Теперь о том, что изменится административно. В качестве аргумента объединения чиновники говорят о неудобствах, которые приходится испытывать жителям Ленинского района, чтобы «дотянуться» до своих органов управления в одноимённом посёлке. Многим для этого нужно проехать через всю Тулу. Правда, пока непонятно, чем станет удобнее?

Можно предположить, что муниципальные образования района просто раздадут по четырём внутригородским районам облцентра (за исключением Советского, который не граничит с Ленинским). Кстати, при новом раскладе в и без того огромном Пролетарском районе окажется чуть ли не половина всех туляков. Так вот, бывшим ленинцам придётся ехать теперь не в посёлок, а в соответствующее территориальное управление Тулы. Ну, и намного ли это будет «удобнее», чем раньше? Да, наверное, какие-то специалисты останутся в сёлах и посёлках, как они остаются и при укрупнении сельских поселений. Но что смогут решать эти бесправные мелкие клерки в условиях жёсткой вертикализации и централизации власти сверху вниз и обратно?

«За кадром»

И тут самое время рассмотреть реальную подоплёку слияния воедино крупнейшего городского округа и одного из самых больших сельских муниципальных районов Тульской области. Разумеется, часть озвученных аргументов весомы и рациональны, но то, что осталось «за кадром», намного интереснее и важнее.

Итак, кроме экономики, предстоящее объединение решает ряд важных политических задач. Во-первых, это позволит (при необходимости) сменить – частично или полностью – руководство областного центра, тем более, что кресло главы администрации Тулы давно прочат «родному человечку» Владимира Груздева Антону Агееву, который уже успел порулить Заокским и Ленинским районами. Впрочем, вопрос о том, воспримут ли туляки, да и будущие подчинённые, молодого городского управляющего в этом качестве, наверняка занимает и губернатора, посему, готового решения пока может и не быть. Во-вторых, реформа позволит досрочно распустить все представительные органы в Ленинском районе и главное – Тульскую городскую Думу, которая сразу, как говорится, не приглянулась главе региона. По разумению человека, который давно и прочно, невзирая на статус чиновника, входит в сотню богатейших предпринимателей России по версии журнала «Форбс», депутаты должны разделять бизнес и работу в качестве народных избранников, пусть даже и на общественных началах.

Выборы в «парламент» укрупнённого городского округа Тула должны пройти в единый день голосования 14 сентября 2014 года. Таким образом, где-то с мая по начало октября, то есть без малого полгода, и город, и пока нынешний Ленинский район останутся без представительной ветви власти.

А вот численность депутатов Тулгордумы вновь придётся увеличивать. И ведь предупреждали главу муниципального образования Александра Прокопука участники публичных слушаний – тех самых, на которых обсуждали перспективы сокращения депутатского корпуса – что вы будете делать, когда Тула увеличится? Добавлять и депутатов? Как в воду глядели! Ведь в случае присоединения Ленинского, в Туле вновь будет свыше пятисот тысяч жителей, а значит, минимальная численность депутатов должна составлять не менее 35-ти человек (пока установлена в 30). Кстати, и надбавки муниципальным чиновникам урезать не придётся – ведь в городах-полумиллионниках они выше, чем у тех, кто пока не достиг этой отметки.

Одномандатников не будет

Теперь о схеме выборов. Вполне очевидно, что под новую систему формирования городских дум за счёт депутатов дум районных, которая сейчас рассматривается в Федеральном Собрании, Тула не подпадает – просто не успеет. Посему это будут напрямую избираемые 35 депутатов, которые потом из своего состава определят и главу города, и главу администрации потом назначат.

Вопрос – как их будут избирать. Обновлённое областное законодательство о выборах предполагает две системы – мажоритарная и пропорциональная – на усмотрение муниципалитета. В Уставе Тулы прописана мажоритарная. Она, в свою очередь, подразделятся на две разновидности – с образованием одномандатных округов (в этом случае проводится второй тур голосования, если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство в первом) или с образованием многомандатных округов, как это давно делается в сельских и небольших городских поселениях.

Вне всякого сомнения, будет принят последний вариант с образованием семи пятимандатных округов. Опять же не надо ходить к гадалке, чтобы спрогнозировать «смешивание» городских и сельских территорий при нарезке этих округов, как это уже ранее было сделано в отношении предстоящих выборов в областную Думу.

И, наконец, третий аспект, он же фактор внезапности, который так любит использовать власть. Оппозиции, в отличие от «Народного фронта» и примкнувшего к нему «Единой России» будет несоизмеримо сложнее отмобилизоваться на такое количество избирательных кампаний: Тула, область, Алексинский, Венёвский (без Венёва), Чернский, Щёкинский, Ясногорский районы. Где ж «убогой» нашей оппозиции найти столько кандидатов, доверенных лиц, членов комиссий, наблюдателей и главное – денег? Вопрос остаётся риторическим, а Груздев, как всегда, начинает и выигрывает…

Наталия Борц «Тульские новости», 21.04.2014


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru