Воскресенье, 25 июня 2017 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Тульский театр абсурда

30 ноября -0001

Практическиутратив статус оружейной столицы, Тула становится городом победившего бескультурья, потому что местные власти считают, что торговые центры нужнее, чем театры. Они практически уже разрушили исторический центр города.

В непосредственной близости от Тульского кремля уже действуют семь крупных торговых заведений. И строятся еще два: один – высотой превышающий в три раза кремлевские стены, и второй – рядом со старым зданием кукольного театра, на месте бывшего «Славянского подворья». А теперь еще сносят и долгострой нового кукольного театра с единственной целью – поставить на его месте очередной торговый центр.

Заинтересованные в строительстве торгового дома бизнесмены говорят: кукольный театр – это позапрошлый век, а в новых ТРЦ будут кинотеатры 3D, современные развлекательные комплексы, кафе, рестораны.

Власти не возражают. Вместо того чтобы искать деньги на достройку современного культурного центра, они дали добро на его уничтожение.

Сторговались

Строительство нового здания кукольного театра началось в 1984 году. В создании этого уникального проекта вместе с архитекторами А. Андреевым и Л. Меркуловым участвовал известный актер и в то время главный режиссер театра кукол Игорь Москалев. Спектакли театра, поставленные Москалевым на местную тематику (такие, как «Русское поле» о Куликовской битве, «Сказ о туляке – умелом мужике» по рассказам Ивана Панькина и др.), дали основание присвоить Тульскому областному театру кукол звание Лауреата премии Тульского комсомола. Многие спектакли режиссера Игоря Москалева были поставлены по сказкам народов СССР. Игорь Михайлович, заручившись поддержкой Сергея Образцова и Сергея Михалкова, добился не только строительства нового здания кукольного театра, но и сохранения старого здания.

Проект нового театра кукол чем-то перекликался со знаменитым зданием Образцовского театра. Туляки тоже могли бы любоваться выезжающими из окошек куклами и сверять время по сказочным часам. Проект предусматривал большой просторный холл с очень красивой лестницей, два зрительных зала, мастерские, подсобные помещения, гримерки…

Однако в 1992 году финансирование строительства из федерального бюджета было прекращено. Здание, построенное на 80 процентов, законсервировано. Через несколько лет финансирование возобновляется, но лишь в пределах, необходимых для сохранения постройки, – по 3 миллиона в год. В 2002 году во время визита в Тульскую область вице-премьер правительства Галины Кареловой она заинтересовалась тульским долгостроем. По словам тогдашнего губернатора области Василия Стародубцева, строительные работы здесь практически закончились, требовалось около 150 миллионов рублей на отделочные работы и сценическое оборудование. Галина Карелова сообщила, что строительство Тульского кукольного театра внесено отдельной строкой в проект федерального бюджета, но речь идет о трех миллионах. Она заверила, что возможно увеличение этой суммы в десять раз.

Но увеличения финансирования не произошло. Возможно, отчасти в этом виноваты и сами театральные работники. В какой-то момент «кукольники» (Москалев в театре кукол уже не работал) решили, что новое здание для них слишком большое и что 10 тысяч квадратных метров им «не потянуть» даже по коммунальным платежам. Предложение разместить в этом здании театр кукол и тульский ТЮЗ не понравилось коллективам обоих театров. Брешью в позиции защитников здания тут же воспользовались представители бизнеса, давно мечтавшие заполучить престижное место в центре города.

И вот осенью 2006 года на заседании облдумы тогдашний спикер Олег Татаринов поднимает вопрос о перепрофилировании объекта: мол, долгострой уродует облик Тулы, а денег из Москвы на окончание строительства ждать не приходится. Его поддержала часть депутатского корпуса от бизнеса и… директор театра кукол Наталья Рязанцева, пытавшаяся «выбить» средства на реконструкцию старого здания и строительство к нему пристройки. Возражали лишь представители департамента культуры, отмечавшие «высокую социальную значимость объекта», и депутат Тамара Пильщикова, считавшая, что в здании надо разместить молодежный центр.

Вновь к теме театра кукол вернулись через пару лет, когда в регионе был уже новый губернатор Вячеслав Дудка. О «социальной значимости объекта» уже никто не вспоминал, обсуждали в основном, каким образом лучше здание снести, поскольку оно было признано «непригодным к эксплуатации». Вообще в этой «непригодности» просматривается некое лукавство. Так, о втором тульском «культурном» долгострое – городской библиотеке на улице Фрунзе – лет семь назад говорили, что он в значительно более худшем состоянии, чем новое здание кукольного театра. Кстати, это тоже был уникальный проект скорее даже научно-эстетического центра: помимо просторных библиотечных залов и книгохранилищ в нем предусматривался большой конференц-зал и помещения для различных студий. Его строительная готовность на тот момент была около 20 процентов. Его пытался заполучить тульский предприниматель (депутат облдумы Сергей Честюнин), обещая достроить библиотеку на условиях, что ему отдадут половину здания под бизнес. Тогда эксперты заявили, что здание восстановлению не подлежит, поскольку у него уже «пошел» фундамент. Каково же было удивление, когда в этом году его не только достроили, но уже и заканчивают отделочные работы. Правда, это уже не библиотека, а областное БТИ, возглавляемое сыном губернатора Дмитрием Дудкой. Странная какая-то в Туле строительная экспертиза, явно ориентирующаяся на определенные фамилии.

Но вернемся на три года назад. Тогда замгендиректора по капстроительству ООО «Капитал-Недвижимость» Степан Степин, давая интервью в газетах, уверенно вещал, что «Туле нужен этот многофункциональный торгово-развлекательный комплекс» вместо «уродливого» долгостроя кукольного театра. Зачем он нужен фирме – всем понятно, а вот зачем он нужен городу – этим вопросом, похоже, не задавался никто. В том числе и городские власти, хотя теоретически именно они должны бы регулировать количество и месторасположение торговых точек, а также заботиться о развитии культуры. Но на фоне активной распродажи городской земли интересы культуры никого не волновали. Тут выяснилось, что на старом фундаменте здание в 30 тысяч квадратных метров, т.е. в три раза больше, не построить. Пожалуй, это как раз и объясняет «полную непригодность здания для эксплуатации». В конечном итоге под обещание ООО «Капитал-Недвижимость» построить еще и подземную стоянку для машин на 300 мест чиновники легко «вопрос порешали», а точнее – окончательно порешили судьбу кукольного театра.

Мы требуем сквер!

Весной 2011 года жители дома № 1 по Красноармейскому проспекту написали жалобу губернатору области Вячеславу Дудке и в администрацию Тулы. Люди заволновались, увидев, как строители начали разбирать здание кукольного театра (кстати, очень аккуратно уже сняли дорогостоящую черепицу и мраморную облицовку – не пропадать же добру!). Жители просили: если уж нельзя достроить кукольный театр, то сделайте в центре города сквер, но только не очередной торговый комплекс.

«В нашем доме 320 квартир, и мы все серьезно обеспокоены дальнейшим благополучным существованием нашего здания и условиями проживания в нем, так как не исключаем негативных последствий этого строительства, – говорится в письме, под которым более ста подписей. – Дело в том, что наш дом построен на участке, где когда-то было болото, он стоит на сваях, так же как и кукольный театр. При этом новое здание предполагается строить с двухуровневой парковкой… По всем нормам расстояние между жилым домом и торговым центром должно быть не менее 50 метров. А между нашим и новым домом предусмотрено расстояние всего 8–10 метров. При этом высота этого здания почти такая же, как у нашего. Мы не хотим жить за черной стеклянной стеной, не хотим чувствовать себя заложниками чьих-то интересов. Мы не понимаем, как можно было дать разрешение на такой проект… Участок, на котором находится кукольный театр, расположен в зоне исторического центра. На него должен быть установлен (или не установлен) отдельный регламент. Без этого нельзя подготовить проект планировки, который потом обязан пройти публичные слушания, и только после его утверждения возможна подготовка градостроительного плана, на основании которого инвестор будет вести проектирование. Пока ничего этого не сделано… Получается, что, с точки зрения руководства города и области, торговые центры в зоне исторического центра города – это единственное, что нужно тулякам».

После этого письма была проверка прокуратуры области законности сноса здания кукольного театра. Выяснилось, что демонтаж недостроенного здания ведется незаконно: по данным прокуратуры, ООО «Капитал-Недвижимость» не получало необходимого разрешения на строительство. В связи с чем в отношении генерального директора ООО «Капитал-Недвижимость» Андрея Виневцева было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9. 5 КоАП РФ – осуществление строительства без полученного в установленном порядке разрешения на строительство. Кроме этого, прокурор Тулы Дмитрий Седухин направил гендиректору ООО «Капитал-Недвижимость» представление с требованием устранить нарушения градостроительного законодательства, в том числе остановить демонтаж объекта.

Однако Советский районный суд не нашел состава административного правонарушения в действиях Андрея Виневцева, по указанию которого в апреле 2011 года начался демонтаж здания строящегося театра кукол. Производство по административному делу постановлением суда прекращено. Это решение райсуда опротестовано прокуратурой. Теперь дело за областным судом.

У соседей все по-другому

Там, где руководители думают не только о своем кармане, культурная среда городов развивается. Культурной столицей хочет стать Пермь. За ней потянулись Тверь и оружейный Ижевск. По-иному строят политику даже в соседней Калуге.

Замгубернатора Калужской области Максим Акимов в разговоре со мной, рассуждая о «потреблении человеком среды», утверждал, что качество самочувствия человека зависит от качества среды. «Вот, когда мы едим колбасу, мы можем сказать, хорошая она или тухлая, но и когда потребляем среду, она также отражается на нашем социальном пищеварении, как на физиологическом сказалось бы потребление тухлой колбасы. Также социальные депрессии, отчуждение, чувство взаимной ненависти во многом возникают от того, что у нас такая непривлекательная среда, которой надо заниматься. Иногда мы говорим, что создание инновационной экономики – это технопарки, система поддержки стартапов, венчуров, инновационный конвейер, цепочки поддержки бизнеса… Но, как это ни странно, инновационная экономика – это парки, скверы, детские площадки, потому что очень сильно, оказывается, это дело влияет на состояние умов, как это ни банально звучит. И тот регион, который выиграет лидерство за человека, выиграет в XXI веке».

На улицах Калуги чуть ли не каждый месяц появляется новая городская скульптура, в старинном калужском дворике ежегодно собираются гитаристы с мировым именем, в этот единственный российский город едет Пьер Карден. В Калуге реставрируют старинный Каменный мост и здание купеческих торговых рядов, дома, представляющие историческое наследие. И еще калужане отчаянно бьются с бизнесом за каждый старый дом, и чаще побеждают…

В Туле о реставрации уже давно не заходит речь – только о сносе старых зданий и строительстве ТРЦ на каждом относительно пригодном пятачке городской земли.

Елена Шулепова «Честное слово» №3, август 2011 года


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. валентина:

    нужен сквер только сквер . железо-бетона достаточно в этом районе. хотим жить как люди. не блокируйте людей в каменном мешке.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru