Четверг, 25 апреля 2024 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно

Застряли

30 ноября -0001

Корреспонденты"РГ" выяснили, как власти областных центров решают проблему автомобильных пробок. Орловские чиновники намерены частично разгрузить улицы к 2016 году, когда город будет праздновать юбилей. В лучшем случае несколько лет уйдет на ликвидацию заторов в Воронеже. То же самое давно обещают и в Туле, но дальше проектов дело пока не идет.

Орел

Еще десять лет назад орловцы не знали, что такое пробки на дорогах. По данным УГИБДД, ежегодно автопарк областного центра растет примерно на три тысячи машин. Спроектированные много лет назад узкие улицы перестали справляться с нагрузкой. Теперь город остро нуждается в строительстве дорог-дублеров, транспортных развязок, да и просто в расширении проезжей части.

Проблему осложняет то, что из Северного в Железнодорожный район ведет всего одна трасса - Московское шоссе. Сейчас оно перегружено всеми видами транспорта, включая троллейбусы и автобусы. И любое происшествие на ней становится причиной заторов. Люди опаздывают на работу, компании не могут вовремя доставить товар или корреспонденцию. Порой проехать не может даже спецтранспорт. Решить задачу можно лишь одним способом - построить дорогу-дублер. Об этом говорили еще в советское время, а около десяти лет назад даже начали работу и заранее внесли несуществующую магистраль на карты города.

- Дорога-дублер должна пройти по улице Раздольной, а ее протяженность составит около трех километров, - говорит мэр Орла Виктор Сафьянов. - Согласно плану, строительство должно быть завершено в 2015 году. Это позволит в дни празднования 450-летия города официальным делегациям и гостям, приехавшим со столичного направления, добираться до гостиниц, минуя загруженные участки Московского шоссе.

В мэрии подсчитали: на возведение только этой магистрали необходимо более 800 миллионов рублей. Подавляющую часть средств выделит федеральный бюджет.

Еще одна дорога-дублер появится в Советском районе, как обещают власти, уже в 2013 году. Проблема там аналогичная: действующие магистрали перегружены, короткого пути из одной части района в другую нет, и водителям приходится делать крюк по узким улицам частного сектора. К тому же качество полотна там оставляет желать лучшего, а единственный мост неумолимо разрушается. И в этом случае тоже поможет юбилей. Смета рассчитана на 213 миллионов рублей. На эти средства планируют построить не только дорогу, но и доделать переправу через реку Орлик, возводить которую начали много лет назад.

В мэрии также считают, что нагрузка на многие магистрали возросла еще и потому, что второстепенные дороги пришли в негодность. В 2000-е годы финансирование отрасли сократилось. Небольших средств, выделенных из городского бюджета, хватало только на ямочный ремонт. Да и его вели там, где ходит общественный транспорт. В результате по многим небольшим улицам нельзя проехать. Лишь в последние годы Орел начал получать средства на капитальный ремонт, в том числе из федеральной казны. На все их не хватает, поэтому план капремонта составляют с учетом решения проблемы пробок.

- Так, проведение капремонта дорожного покрытия переулка Маслозаводского и улицы Автовокзальной позволит обеспечить бесперебойное движение транзитного транспорта по направлению Брянск - Липецк - Воронеж, - рассказал первый заммэра Орла Николай Злобин. - Аналогичным образом планируем снизить транспортную нагрузку на центральные улицы Советского района.

Кстати, первая реконструированная развязка должна заработать уже в августе. На прошлой неделе дорожники приступили к строительству второго выезда из 909-го квартала на улицу Комсомольскую, где пробки тоже стали обычным явлением. Однако в мэрии понимают: даже грядущий юбилей не позволит решить транспортную проблему. На это требуются громадные, по местным меркам, средства. Подсчитано, что только на приведение в порядок городских улиц необходимо более двух миллиардов рублей. А еще надо обновить парк дорожно-строительной техники и разработать целевую программу на изготовление проектно-сметной документации по текущему ремонту. Ее наличие стало одним из условий финансирования из федерального бюджета.

Другой ресурс в борьбе с пробками власти видят в регулировании дорожного потока. В частности, уже несколько лет чиновники вынашивают идею пустить по центральным улицам города лишь автобусы большой вместительности, а "газели" и "пазики" убрать на окраину.

Воронеж

В конце июля городские власти проведут аукцион на право разработать комплексную схему организации дорожного движения. Работа над ней займет минимум полтора года. Еще больше уйдет на реализацию предложенных специалистами мер - придется строить новые развязки и путепроводы.

Между тем заторы на улицах Воронежа становятся все более масштабными и с привычными часами пик уже почти не связаны. Судя по онлайн-карте пробок, доступной на сайте областного УГИБДД, даже в дневные часы по многим улицам, особенно в густонаселенном Коминтерновском районе, можно ехать лишь со скоростью от двух до десяти километров в час. В центре свою лепту вносит довольно беспорядочный ремонт дорог, затеянный в преддверии 425-летия города. Воронежцы в большинстве своем не решились на время проведения работ отказаться от использования личных авто, поэтому правые полосы движения по-прежнему заняты припаркованными как попало машинами, а на колдобинах улиц-дублеров потоки транспорта едва ли не гуще, чем в центре.

Эту проблему власти обсуждают регулярно. Всякий раз выясняется, что ведомства, ответственные за состояние дорожной сети и организацию движения транспорта, плохо контактируют между собой.

- Сотрудники ГИБДД отвечают за предотвращение нарушения правил дорожного движения, муниципальные службы - за состояние дорожного покрытия. Но я не понимаю, кто должен заниматься определением интенсивности транспортных потоков, предотвращением пробок, созданием наиболее оптимальной схемы движения, - говорит председатель профильного комитета облдумы Николай Послухаев.

Формально искомая структура имеется - более года назад в городе создали департамент организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок. Как пояснил его директор Дмитрий Крутских, с тех пор было разработано техническое задание для создания комплексной схемы организации движения. Теперь выбранная по конкурсу организация проведет научный анализ направлений и интенсивности движения транспорта, паспортизирует улицы и при помощи компьютерных моделей подберет для них оптимальные условия функционирования.

Начальная цена контракта - 19 миллионов рублей. Их освоение, по мысли чиновников, начнется в середине августа. К концу года могут быть готовы первые предложения по исправлению ситуации на главных магистралях. Не исключено, что положительный эффект могут дать и простейшие действия: убрать лишние дорожные знаки, перестроить фазы работы светофоров, сделать "карманы" для остановок общественного транспорта. Но очевидно, что без интенсивного дорожного строительства и ремонта кардинальных улучшений не будет.

По данным ГИБДД, в городе свыше 400 опасных участков, 36 мест концентрации ДТП уже удалось ликвидировать. Зачастую к авариям (соответственно, пробкам) приводит неграмотность и взаимное хамство автомобилистов. Бороться с этим помогают новые стационарные рубежи фотофиксации и передвижные фоторадарные комплексы - аппаратура автоматически регистрирует нарушения ПДД в нескольких десятках точек. Повышения общей культуры вождения в Воронеже ожидать рано, но многие привыкли притормаживать перед камерами - и это тоже результат. В текущем году областная Госавтоинспекция намерена приобрести еще около десятка стационарных комплексов фотофиксации, в 2012 году закупки продолжатся.

В мэрии также надеются наладить нормальную схему пассажирских перевозок: на улицах должно стать меньше "газелей", больше троллейбусов и вместительных автобусов. Не первый год идут разговоры и об оптимизации маршрутной сети, и о контроле за периодичностью движения общественного транспорта с помощью системы ГЛОНАСС, чтобы полупустые автобусы не неслись наперегонки к остановкам, стремясь первыми захватить пассажиров.

- Приборы спутниковой навигации установлены во всех автобусах, идет обкатка единой программы, - сообщили в администрации. - В центре на остановках уже есть столбы для электронных информационных табло: на них будет указано время до прибытия автобуса того или иного маршрута.

Впрочем, эксперты полагают, что при таком обилии машин (по данным агентства "Автостат", Воронеж вышел на второе место в России по количеству авто на тысячу жителей) даже аккуратная езда, идеальный асфальт и ГЛОНАСС не спасут город от заторов. Руководитель областного управления по экологии и природопользованию Надежда Стороженко не раз высказывалась за введение ограничений на въезд личного автотранспорта в центр города - это бы уменьшило и загрязненность воздуха.

Тула

От плохих дорог, отсутствия парковок, узких мостов страдают и тульские автомобилисты. Дело в том, что река Упа, протекающая через город, делит его на две части. Спальные и промышленные районы соединяются с деловым центром всего двумя мостами. В результате в часы пик постоянно образуются пробки.

Чтобы разгрузить центр, было решено построить Восточный объезд. Его первая очередь была пущена в 2008 году, соединив Центральный и Привокзальный районы. Увы, это решило лишь часть проблем, поскольку новая дорога откровенно узка - всего две полосы без обочины. В итоге любое ДТП или поломка парализуют движение. В перспективе планировали строительство и второй очереди, которая, как следует из технического задания на разработку проекта, позволит увеличить скорость с 40 до 100 километров в час. Пока средства выделены лишь на проектно-изыскательские работы (около 7,5 миллиона рублей), и, каким будет финансирование возведения объекта, пока не ясно.

Другой проект по разгрузке тульских мостов - строительство моста-эстакады, который перекинется над Упой и территорией Тульского машзавода и соединит Привокзальный и Зареченский районы. О нем на разных уровнях власти говорят уже лет пять. В прошлогоднем послании губернатора облдуме глава региона Вячеслав Дудка даже назвал сроки окончания строительства - 2013 год. Однако машзавод - предприятие оборонного комплекса и пускать на территорию подрядчиков руководство завода, похоже, не жаждет.

Недавно появилась и альтернативная идея размещения актуального для Тулы путепровода. Правда, проектно-изыскательские работы займут год-два, после чего горадминистрация обратится в минрегионразвития для включения строительных работ в федеральную программу. Своих средств на это не хватит.

Образованию пробок способствует также почти полное отсутствие мест для парковки на центральных улицах. В свое время городские власти давали разрешение на строительство многочисленных торговых центров и элитных высоток, но не предусматривали около них стоянок машин. В итоге на всех магистралях крайние ряды, как правило, заняты автомобилями, что сужает проезжую часть на две полосы.

Недавно выбранный сити-менеджер Олег Самылин уже заявил, что хочет убрать с центральных улиц Тулы газоны с деревьями и устроить везде парковки. Его предшественники на столь революционные действия не решались, ведь для сильно загазованной и не слишком зеленой Тулы каждое дерево представляет особую ценность.

Прежний план по разгрузке городских магистралей включал создание альтернативных путепроводов, организацию на параллельных магистралям улицах одностороннего движения. От этих планов и сейчас никто не отказывается. Более того, о них говорят с тем же пылом, что и года три назад. Так, недавно директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Николай Салищев сообщил: чтобы разгрузить областной центр от пригородного транспорта, принято решение о строительстве на въезде в Тулу трех автостанций. Тогда, к примеру, щекинским автобусам придется ехать не через весь город, а лишь до Южной станции. Правда, об этих планах туляки слышали уже от трех предыдущих мэров.

Денис Передельский, Орел, Татьяна Ткачева, Воронеж, Елена Шулепова, Тула «Российская газета», 26.07.2011


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru