Заседаниегубернаторского совета, что состоялось в прошлый вторник, изначально многими его участниками полагалось почти «дежурным». Тема для обсуждения – итоги завершившегося отопительного сезоны – считалась относительно безопасной.
Однако разговор на совещании получился обстоятельный, интересный. И вовсе не располагающий к успокоительно-положительным выводам. Начало дискуссии положил основной докладчик – директор областного департамента ЖКХ М. Дорохин. Он не стал «педалировать» на исключительных успехах в деле реформирования коммунальной сферы региона, а сосредоточился в основном на недостатках и нерешенных проблемах. Коих оказалось предостаточно. Вот лишь некоторые.
При острой нехватке финансовых средств на обновление техники, ремонт домов, котельных, инженерных сетей многие районы умудряются не осваивать (то есть не тратить их по назначению) выделяемые им деньги в рамках областной целевой программы в коммунальной сфере. В конце прошлого года «лишними» оказались 42 миллиона рублей или 17% от общего объема программы. Главная причина – неготовность многих районов вовремя и грамотно готовить проектно-сметную документацию на планируемые работы.
Снова резко начали возрастать долги за электричество, тепло и газ со стороны коммунальных предприятий. Суммы измеряются сотнями миллионов рублей. Раз за разом возникают ситуации с риском введения ограничений или даже полного прекращения поставок этих энергоносителей, что может крайне негативно сказаться на жителях, которые вовремя платят за все услуги. Однако графики погашения образовавшихся долгов коммунальщиками не соблюдаются.
Не решаются проблемы с отдельными промышленными предприятиями, находящимися в стадии банкротства. Прикрываясь тем, что их котельные отапливают не только цеха, но и жилые кварталы, а также больницы или школы, руководители таких заводов, по сути, шантажируют местные власти. Должной оценки их поведение не получает.
И, наконец, проблема получения средств из федерального Фонда реформирования ЖКХ. Квота Тульской области здесь на период в 2008 до 2012 года – 3,188 млрд рублей. 60% этой суммы можно будет потратить за четыре года на капитальный ремонт многоквартирных домов, остальные суммы – на переселение людей из ветхого и аварийного жилого фонда.
Но для этого каждый муниципалитет на уроне городов и районов обязан выполнить дюжину условий по развитию рыночной системы в коммунальной сфере. Совсем недавно казалось, что в 15-ти (из 24-х) так и будет. Сейчас уже ясно, что к первому мая упомянутые условия ряд районов и городов (в том числе и Тула) не выполнят. В основном – из-за недоработок в формировании частных управляющих компаний и Товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Судя по всему, область «выйдет» на федеральный уровень первой группой в составе всего пяти-шести районов. Это, прежде всего, Новомосковск, Ясногорск, Дубна. Что позволяет надеяться на получение регионом в нынешнем году из средств фонда одного миллиарда рублей. Отступать здесь некуда – руководство области на российском селекторном совещании подтвердило, что к середине мая подаст все необходимые для этого документы.
Остальным районам и городам нужно «прорваться» к средствам Фонда в 2009 году. Хотя условия по ТСЖ и УК здесь куда жестче нынешних. Но доводить дело до «третьей волны» (2010 год) нежелательно – тульские деньги вполне могут отдать тем регионам, которые исполнят требования законов быстрее нас…
Вице-губернатор Алексей Кораблев особо подчеркнул, что большинство руководителей районов не научились (или не хотят?) работать с инвесторами. Пример Ленинского района (здесь возвели две котельные на частные деньги в прошлом году и две построят в нынешнем) широкого распространения, к сожалению не получил.
Решение совета было логичным. Его суть в том, что зима в 2008 году будет. И – скорее всего – злобно-холодная (ну, не может нам шесть лет подряд везти с теплыми зимами). А потому готовиться к ней нужно тщательно. Спрашивать с тех, кто допустит в этом вопросе ЧП, будут строго персонально. И выводы делать для них болезненные…
Тульский молодой коммунар, 25.04.2008 Александр Савенков