Воскресенье, 25 июня 2017 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Каждый чиновник должен знать свое место

30 ноября -0001

ВСовете муниципальных образований Тульской области — смена власти. Руководившая им три года глава Щекинского района Наталия Пилюс передала полномочия главе администрации Ленинского района Михаилу Иванцову. Тот обещал совершенствовать работу Совета и подарил коллеге-предшественнице шикарный букет цветов…

Немецкая реформа на тульской земле

Пять лет назад в России было решено сломать схему управления, доставшуюся от социализма. Она, правда, поменяла имя: были Советы народных депутатов, стали — администрации. Но суть осталась та же – у местных властей не было реальных административных и финансовых рычагов, по любому поводу они кланялись вышестоящим чиновникам.

Путей преобразований обсуждали много. Выбрали вариант построения местных органов власти по примеру послевоенной ФРГ. Возможно, потому, что система дробления на мелкие, но самостоятельные муниципалитеты стала одним из рычагов успешного восстановления экономики Западной Германии. Правда, тот успех базировался на американских финансовых вливаниях, а России денег извне не дадут.

Сейчас уже можно говорить о том, что же получилось.

Немецкого многократного рывка в экономическом развитии не вышло. Хотя заметное положительное движение случилось. Может, реформа местной власти помогла, а может, что вероятнее, сказались большие цены на нефть.

«Перенарезка» муниципалитетов власть к народу не приблизила. Только путаницы добавила с переименованием адресов и учреждений. За справками народу и сегодня приходиться немало поездить. «Шаговая доступность» власти — все еще мечта.

С сокращением числа чиновников получилось наоборот. Их стало на треть больше. Но зарплату им положили мизерную, специалисты в глубинку не поехали.

С финансовой самостоятельностью муниципалитетов тоже получается не очень. Есть несколько примеров, когда поселки и небольшие города неплохо живут на свои средства, но в 90% случаев они зависимы от районов и области. Постоянное «передергивание» налоговой системы местным органам власти почти ничего не дало.

Разделение их на две «веточки» — исполнительную и законодательную – породило странные явления. Собрания депутатов на уровне деревень и поселков мучаются, не зная, какие «законы» они могут принять, чтобы улучшить жизнь населения. Реальных рычагов здесь нет. Зато на уровне районов и крупных городов кое-где закипели нешуточные страсти по поводу, «кто здесь хозяин».

Положение, при котором областная администрация (орган государственной власти) не может напрямую назначать чиновников на местах (органы муниципальной власти), а также отстранять их от работы, даже в случае откровенного ее развала, тоже нельзя считать нормальным. Ситуации, когда некоторые местные главы чуть ли не воюют с губернатором, ничего, кроме недоумения, не вызывают.

Какая ж это «властная вертикаль»?..

Совет учил и учился сам

В феврале 2006 года в регионе был создан Совет муниципальных образований (СМО) Тульской области, призванный выстроить взаимоотношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Руководителем нового общественного органа избрали главу Щекинского района Наталию Пилюс. Главных задач перед ней и ее соратниками поставили несколько: научить работать коллег-руководителей оперативно, грамотно решать вопросы жизнеобеспечения поселений, завершить работу по разграничению имущества между муниципальными районами и поселениями, помочь разработать градостроительные схемы. Помимо этого решать проблемные вопросы формирования и исполнения бюджетов сельских поселений, наработать практику реформирования ЖКХ. И, конечно, наладить сотрудничество с органами власти областного уровня…

Бюджета, как такового, у СМО нет, он существует на членские взносы и добровольные пожертвования. Аппарат управления – три человека. Все остальное – на общественных началах, за счет личного времени.

Тем не менее, туляки смогли организовать работу так, что о них стало известно на российском уровне. К нам не раз приезжали за опытом. Среди постоянных партнеров нашего Совета можно назвать коллег из Белгородской, Брянской, Ленинградской, Московской, Рязанской, Саратовской, Томской, Курской и Ульяновской областей, Ставропольского края, Республики Марий Эл, Москвы и Санкт-Петербурга.

Взаимное обучение стало одним из главных направлений работы СМО. Ведь во власть пришло немало людей, не имевших опыта.

За три года с представителями органов местного самоуправления проведено 23 семинара. Также были проведены две научно-практические конференции с участием представителей Государственной Думы, вузов области. И три «круглых стола» по актуальным вопросам реформы местного самоуправления. Были подготовлены 5 информационно-методических материалов.

Обменивались опытом работы. На примере МО «Иншинское» (Ленинский район) — о совместной деятельности администрации и органов общественного самоуправления по благоустройству территории. Об организации работы по благоустройству в городском поселении путем проведения конкурсов на примере рабочего поселка Теплое. О реализации ФЗ № 185 «О порядке предоставления финансовой поддержки жилищно-коммунальному комплексу за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ» на территориях МО «Малаховское» Заокского и «Пронское» Кимовского районов. Проведены консультации по вопросам, поступившим от около полутора тысяч муниципальных служащих, глав администраций районов, городских и сельских поселений и их заместителей.

Туляки внесли немало предложений по организации работы местных органов власти, которые дошли до федерального уровня, получив там положительную оценку. Плотно СМО сотрудничал и с областной администрацией.

Учитывая, что все это приходилось делать впервые, работу Совета муниципальных образований Тульской области можно считать вполне достойной…

Оценил и озадачил

В минувший вторник Совет муниципальных образований Тульской области провел отчетно-выборное собрание. Наталия Пилюс отчиталась о работе, был избран новый глава СМО – Михаил Иванцов, утвержден состав других органов СМО.

На собрании выступил губернатор Вячеслав Дудка. В начале он рассказал о том, какие меры принимает областная власть по снижению последствий мирового финансового кризиса в нашем регионе. Они позволяют нашей области считаться регионом с относительно невысоким уровнем «кризисного негатива».

А затем перешел к оценке работы Совета МО. Здесь было очень много критики. В большинстве случаев – вполне справедливой. По кадровой проблеме, вопросам передачи властных полномочий на местный уровень, по разграничению имущества, недостаточным мерам для привлечения инвесторов, исполнению бюджетов и еще по очень многим вопросам.

Присутствовавшие на Совете главы муниципалитетов (а две трети из них – опять-таки новички в этом деле) критику выслушали молча. Приняли информацию к сведению и «обозначили» вопросы, за которые их через некоторое время могут строго спросить. Уже неплохо.

Однако столь строгое отношение первого лица региона к работе СМО за три года наводит на размышления. В конце концов, решение многих из перечисленных проблем зависит от деятельности областной администрации и региональных представительств федеральных структур. Надо понимать, что они недорабатывали?

Ну, а Михаилу Иванцову не позавидуешь. Реформа продолжается, и конца ей не видно, денег мало, кадров не хватает, на дворе – кризис. Остается надеяться, что опыт нового главы СМО Тульской области позволит Совету оставаться на том достойном уровне, на котором он находится сейчас…

Молодой коммунар, 05.06.2009 Александр Савенков


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru