Всубботу в Воскресенской средней школе Дубенского района под председательством губернатора Тульской области Вячеслава Дудки прошло заседание губернаторского совета. В нем приняли участие председатель облдумы Олег Татаринов, главный федеральный инспектор Сергей Харитонов, представитель администрации региона в Совете Федерации Анатолий Васьков, руководители муниципальных районов.
Выбор места не случаен - в новой школе, построенной с учетом всех современных требований, разговор о государственном образовательном стандарте становится более предметным. Но его участники вышли далеко за рамки обсуждаемого вопроса «Об условиях обучения и организации питания в общеобразовательных учреждениях Тульской области».
В регионе действуют 769 таких учреждений, в которых обучаются 124 426 детей и подростков. Всего 29 школ, а это 4,5 процента из общего числа, не имеют лицензий на образовательную деятельность. Основная причина - отсутствие положительного заключения органов Госпожнадзора и Роспотребнадзора, обусловленное невыполнением отдельных требований относительно безопасности образовательного процесса. В том, что эта проблема разрешима, сомнений у участников заседания не возникло.
Как отметила в докладе директор департамента образования Эльвира Играева, в последние три года в Тульской области уделяется значительное внимание модернизации системы образования. В результате объем бюджетных ассигнований стабильно увеличивается: в 2008 году он составил 9,7 миллиарда рублей против 7,6 миллиарда в 2007 году и 6,2 миллиарда в 2006 году.
Развитие системы образования в регионе в этот период реализовывалось за счет одиннадцати областных целевых программ, и прежде всего программы «Развитие системы образования в Тульской области на 2007-2009 годы» с объемом финансирования на 2007 и 2008 годы в объеме 543, 8 миллиона рублей.
Практическим результатом можно считать ввод в строй новых зданий Большескуратовской основной школы в Чернском районе на 92 ученических места и Воскресенской средней школы в Дубенском районе на 420 ученических мест. Произведен ремонт во многих общеобразовательных учреждениях области.
Кроме того, в рамках региональной целевой программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2008-2010 годы в прошлом году за счет средств областного и местных бюджетов было приобретено технологическое оборудование для пищеблоков учебных заведений на четыре с половиной миллиона рублей, а также оборудование для медицинских кабинетов на сумму около двух миллионов. Улучшению условий и повышению качества образовательного процесса в значительной степени способствовали мероприятия приоритетного национального проекта «Образование».
- Таким образом, - подвела итог сказанному Эльвира Играева, - консолидация финансовых средств федерального, областного и местных бюджетов, а также использование материальных ресурсов, полученных за последние два года по нацпроекту и областной целевой программе развития образования, позволили значительно увеличить число школ, условия работы которых соответствуют всем предъявляемым требованиям.
Директор департамента образования остановилась и на неразрешенных пока проблемах. По результатам технической экспертизы, проведенной в период с декабря 2008 года по февраль 2009 года, 69 учреждений (16 процентов) требуют комплексного капитального ремонта, в семи - отдельные помещения признаны аварийными, доступ детей в них прекращен до проведения ремонтных работ.
Руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области - главный санитарный врач Лидия Шишкина отметила, что в течение трех последних лет успешно решался вопрос обновления коммунальной инфраструктуры в школах региона, в результате чего количество образовательных учреждений, полностью соответствующих существующим нормам, практически удвоилось и превышает средний российский показатель. Следующий этап, по ее мнению, также займет три года. В это время надлежит сконцентрировать совместные усилия на создании условий для физического развития и полноценного воспитания. Речь идет об обновлении спортивных залов, мастерских, медицинских кабинетов, а также организации горячего питания в соответствии с требованиями довольно строгих современных санитарных правил и норм. Примечательно, что в ряде районов муниципальные власти озабочены организацией полноценного питания в школах и принимают участие в финансировании соответствующих расходов. Но число таких районов (и это тревожная тенденция) ежегодно сокращается. Губернатор Вячеслав Дудка настоятельно попросил глав муниципальных районов изыскать возможности для участия в этом важном деле, тем более что в силу антикризисных мер, принятых федеральной и региональной исполнительной властью, уровень сбалансированности муниципальных бюджетов по сравнению с бюджетом области заметно повысился.
Говоря о предложениях администрации региона в Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации, Вячеслав Дмитриевич отметил разработку и утверждение Плана антикризисных мероприятий Тульской области на 2008-2009 годы. Его логическим продолжением и развитием стала Программа мероприятий Тульской области по преодолению последствий мирового финансового и экономического кризиса, принятая в феврале. Реализуется Программа дополнительных мер по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году. Свои антикризисные программы в настоящее время разработали и реализуют муниципальные образования региона.
- В сложившихся условиях эффективным механизмом поддержки экономики области является реализация приоритетных инвестиционных проектов, позволяющих получить максимальный социально-экономический эффект в краткосрочной перспективе, - подчеркнул губернатор. - Основной принцип реализации таких проектов состоит в государственно-частном партнерстве: инвестор создает высокопродуктивный коммерческий объект, государство создает общественную инфраструктуру, необходимую для его функционирования.
Иллюстрацией этих слов может считаться инвестиционный проект федерального значения «Развитие промышленного комплекса города Новомосковск», одобренный Правительством Российской Федерации и получивший государственное софинансирование за счет средств Инвестиционного фонда РФ в объеме 8650 миллионов рублей. Реализация проекта позволит привлечь более 35 миллиардов рублей частных, в том числе иностранных, инвестиций, создать более 1100 рабочих мест, увеличить ВРП региона на семь процентов.
Кроме того, губернатор остановился на тех предложениях, которые были сформированы администрацией области в ходе анализа проекта Программы антикризисных мер, с учетом ситуации, сложившейся в экономике и ее финансовом секторе. В частности, для усиления соцзащиты населения, обеспечения гарантий социальной и медицинской помощи, господдержки сферы занятости администрация Тульской области считает необходимым ввести на уровне федерального законодательства регулирование цен на отдельные виды социально значимых продуктов, перечень которых определяется субъектами Российской Федерации, ограничить размер торговой надбавки к оптово-отпускной цене производителя на указанные товары до пятнадцати процентов с целью исключения из цепи товародвижения лишних посредников.
Еще одно предложение касается установления единых для всех регионов Российской Федерации мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за счет отнесения к расходным обязательствам Российской Федерации обеспечение соответствующих мер.
Для своевременного исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года предлагается предусмотреть при рассмотрении вопроса об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны увеличение размера нормативной площади жилья до 30 квадратных метров или увеличение стоимости квадратного метра жилья, доведя его до реальной стоимости на вторичном рынке жилья.
В части сохранения и повышения промышленного и технологического потенциала субъектов Российской Федерации предлагается обеспечить выделение средств федерального Инвестиционного фонда на софинансирование уже реализуемых приоритетных региональных инвестиционных проектов, а также проектов, прошедших установленные процедуры согласования на уровне Правительства РФ и федеральных министерств. Создание федерального фонда и использование механизма государственных гарантий позволят предприятиям и организациям транспортно-дорожного комплекса получить беспроцентные кредиты на срок не менее пяти лет на закупку дорожно-строительной техники и автобусов отечественного производства.
На те же цели направлено и предложение о рассмотрении вопроса о выделении субъектам Российской Федерации субсидий на погашение до 90 процентов ставки кредитования по финансам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов региональных предприятий, которым предоставляются государственные гарантии.
При формировании государственного оборонного заказа предлагается предусмотреть такие меры, как обеспечение с 2009 года организации и проведения конкурсов на выполнение соответствующих работ и оказание услуг не позднее января; учет реального роста тарифов на услуги организаций-поставщиков энергоресурсов; сохранение объемов размещаемого госзаказа, в первую очередь - на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в размере не ниже уровня 2008 года.
Помимо того, предлагается рассмотреть вопросы о ликвидации перекрестного субсидирования при установлении тарифов на электрическую энергию промышленным предприятиям за счет формирования системы адресных субсидий для населения по оплате электроэнергии из федерального бюджета; об установлении моратория на повышение тарифов в сфере энергетики на уровне 2008 года сроком на три года, что позволит увеличить оставшуюся у предприятий часть средств, которые могут быть направлены на выплату заработной платы или на вложение инвестиций. А по итогам контроля за выполнением инвестиционных программ энергокомпаний в первом полугодии 2009 года скорректировать долгосрочные инвестиционные программы и, соответственно, тарифы на электрическую энергию и услуги по ее передаче на 2010 год.
На сохранение темпов строительства жилья, создание эффективного рынка жилья и обеспечение его доступности направлены такие предлагаемые меры, как создание строительных сберегательных касс и осуществление в их рамках государственной поддержки граждан при приобретении и строительстве жилья; усиление господдержки в виде компенсации затрат на обеспечение земельных участков коммунальной и социальной инфраструктурой при жилищном строительстве для снижения стоимости жилья для граждан.
В целях поддержки отечественных товаропроизводителей предлагается увеличить при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд преференции поставщикам товаров российского происхождения за счет расширения предусмотренного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.12.2008 № 427 перечня товаров, при поставках которых предоставляются преференции, установления обязанности предоставлять преференции при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд не только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов), но и при размещении заказов путем запроса котировок.
Еще одна предлагаемая мера предусматривает закрепление преимущественного права субъекта Российской Федерации по выкупу имущества организаций, находящихся в стадии банкротства.
А реализация гибкой государственной таможенной политики, направленной на эффективное лоббирование интересов отечественных производителей и потребителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также введение экономически обоснованных квот на импорт сельскохозяйственной продукции (мясо, сухое молоко, продукция растениеводства) позволят существенно ускорить процесс создания импортозамещающей продукции, что положительно скажется на производственных силах внутри страны.
Для снижения административного давления на бизнес предложено предусмотреть с учетом роли малого инновационного бизнеса в процессах перевода экономики на инновационный путь развития - законодательное определение категории «малое инновационное предприятие» и установить для вновь созданных предприятий указанной категории налоговые каникулы сроком не менее трех лет; рассмотреть вопрос о целесообразности разработки законопроекта «О микрофинансовых организациях»; разработать федеральную целевую программу по развитию микрофинансирования в качестве модельной для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В части мер, направленных на повышение устойчивости национальной финансовой системы, предлагается установить предельные ставки кредитования предприятий реального сектора экономики коммерческими банками, получающими средства государственной поддержки. И рассмотреть возможность снижения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с целью снижения процентных ставок по потребительским и инвестиционным кредитам, что расширит возможности внутреннего спроса и увеличения инвестиционных вложений предприятий в модернизацию собственного производства.
Кроме того, в части вопросов реализации антикризисных мер в субъектах Российской Федерации предлагается вменить в обязанность коммерческих банков выдачу наличных (и безналичных) средств для выплаты заработной платы работникам организаций только при условии уплаты налога на доходы физических лиц. Это будет способствовать своевременному поступлению в бюджеты субъектов Российской Федерации этого налога и тем самым обеспечит их сбалансированность. Для укрепления доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предлагается предусмотреть в федеральном бюджете средства на компенсацию выпадающих доходов по предоставленным федеральным льготам по региональным и местным налогам, определив их объем субъектам Российской Федерации методом прямого счета.
Стабильности финансовой системы регионов будет способствовать внесение в статью 168.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормы, дающей право высшему органу государственной власти субъекта Российской Федерации принимать решения о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании в случае возникновения просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств в размере, превышающем 30 процентов от объема собственных доходов в последнем отчетном году (без вынесения решения арбитражным судом).
Для ускорения решения вопроса о разграничении расходных полномочий предлагается передать на федеральный уровень содержание органов внутренних дел и мировых судей, которые являются федеральными органами государственной власти; передать на уровень субъектов Российской Федерации осуществление расходов по содержанию детей-сирот в семьях опекунов и приемных семьях, а также выплат инвалидам компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Предлагается также рассмотреть вопрос передачи военных городков и имущества сокращаемых воинских частей Минобороны РФ в государственную собственность субъектов Российской Федерации для использования по прежней принадлежности: жилищно-казарменный фонд переоборудовать под жилье, учебные заведения, военно-лечебные учреждения использовать для размещения учреждений здравоохранения, парки для хранения техники - под автотранспортные предприятия.
Есть среди предложений региона и те, что касаются обеспечения гласности в реализации основных мероприятий Программы.
Участники заседания губернаторского совета одобрили предложения, которые, по мнению администрации области, необходимо внести в Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.
На заседании с информацией «Обеспечение безаварийного пропуска весеннего половодья территориальной подсистемой РСЧС в 2009 году» выступил начальник Главного управления МЧС России по Тульской области Ришат Нуртдинов.
Тульские известия, 31.03.2009