Пятница, 29 марта 2024 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно

Тайна городка Хамхун: в КНДР готовятся к продолжительной войне

29 сентября 2017

Без специального топлива баллистические ракеты, которыми КНДР грозит США, всего лишь груда металлолома… В затерянном северокорейском городке Хамхун, который отделяют от Пхеньяна горные массивы, работает незаметный на первый взгляд химический завод, создающий смертельную угрозу для Америки. Западные эксперты подозревают, что именно там производится специальное ракетное топливо, известное как НДМГ (несимметричный диметилгидразин, гептил), которым заправляют ракеты, вызывающие опасную напряженность между США и Северней Кореей.


фото: AP

Многие считают, что КНДР не в состоянии самостоятельно производить НДМГ, и потому якобы она получает это топливо из Китая и России. Вот почему Пекин и Москва находятся под постоянным давлением США и их союзников. В Вашингтоне до последнего момента исходили из того, что без китайского и российского НДМГ запуски северокорейских ракет будут обречены.

Но исследование, проведенное американским Центром имени Джеймса Мартина по вопросам нераспространения ракетно-ядерного оружия, показало, что Северная Корея уже овладела секретом производства НДМГ. Здесь не исключают того, что, возможно, Пхеньян в прошлом пользовался и поставками гептила из-за рубежа, но, мол, сейчас он в этом уже не нуждается.

Профессор Массачусетского технологического университета Юлин Наран, занимающийся аналогичными проблемами, в свою очередь считает обнаружение северокорейского центра по производству НДМГ «весьма важным». «Если Пхеньян уже не зависит от экспортных поставок, то даже санкции (часть которых имеет целью именно помешать КНДР закупать определенные виды товаров за рубежом) могут оказаться тщетными», – говорит он.

За исключением войны с США и коллапса северокорейского режима «нет ничего такого, что могло бы остановить превращение ракетно-ядерной программы КНДР в монстра», – заключает Наран.

Исследования Центра имени Мартина базируются на спутниковых данных и их техническом анализе, на данных северокорейских ученых-перебежчиков и на некоторых замысловатых пхеньянских публикациях. Директор Центра, точнее, его Восточно-азиатской программы, Джеффри Люис, провел огромное количество времени в поисках северокорейского НДМГ и доказательств факта его производства. «Не существует конкретных доказательств, поскольку его делают из обычных химикалиев, таких как хлорин и аминокислота. Этот процесс известен еще с начала ХХ столетия. Так, Индия, которая втайне развертывала свою ракетную программу в 1970 годах, создала свой НДМГ на какой-то старой сахарной фабрике», — рассказывает Люис.

Переломной в поисках команды Люиса оказалась находка ряда сугубо технических статей северокорейских ученых, опубликованных в официальном издании Пхеньяна «Химия и химическое производство». Статьи немедленно перевели на английский язык. Они касались производства НДМГ. Статьи публиковались в промежутке между 2013 и 2016 годами, и касались, казалось бы, таких повседневных проблем, как предотвращение высокотоксичного заражения воды (а это одна из проблем производства НДМГ). Однако при этом авторы проявляли «весьма подозрительные и утонченные знания», отмечают американские ученые. В одной из статей говорилось о методах очистки воды, что весьма важно для производства горючего для ракет. По словам Люиса, эта тема трактовалась северокорейскими учеными так, «словно их страна имеет большое количество ракетного горючего».

Найденные документы свидетельствовали и о бросавшейся в глаза секретности данной темы. В отличие от других материалов, снабженных биографиями их авторов и местом их работы, статьи, так или иначе касавшиеся ракетного топлива, носили «обезличенный характер».

Люис и его команда перекопали огромное количество материалов по химии, чтобы установить авторство ученых-невидимок. В ходе этого поиска они наткнулись на нечто, выглядевшее весьма странным. Один из авторов, Ча Сеок Бон, опубликовал три статьи из «заброшенного» Хамхуна.

«Заброшенный» Хамхун выглядел довольно-таки неприглядным местом для работы столь выдающегося ученого в области ракетного горючего. Тем более, что завод в городе производил виналон, дешевый синтетический материал, который в КНДР часто используется для изготовления текстиля и военной формы. Хамхун не производит впечатления очага утонченного военного производства. Находясь на восточном берегу Северной Кореи, он открыт для воздушных атак. В ходе знаменитой Корейской войны город был разрушен налетами американской авиации.

Однако в своей книге, изданной еще в 2001 году, перебежчик Ко Чон Сун, покинувший Северную Корею в 1990-х годах, пишет о Хамхуне как о городе, где проходит секретная военная химическая работа. Нечто подобное подозревало и ЦРУ с 1969 года, когда обратило внимание на химическое производство в городе.

Группа Люиса, изучая спутниковые снимки Хамхуна, обнаружила на его территории два необычайно больших резервуара для очистки сточных вод. Такие «бассейны» входят в стандартную методику производства НДМГ. Но группа Люиса получила и еще более убедительное свидетельство — северокорейский диктатор Ким Чен Ын неоднократно посещал Хамхун.

По мнению специалистов, производство ракетного топлива в Северней Корее достигло такого уровня, что вмешательство США на данном этапе выглядело бы слишком запоздалым. КНДР, по всей вероятности, уже запаслась количеством НДМГ, которого хватило бы на продолжительную войну.

Само собой разумеется, что наличие ракетного топлива в Северной Корее и его интенсивное производство без какой-либо видимой помощи извне не слишком вяжется с обликом страны примитивной и отсталой. «Наблюдая за ними по спутниковым фотографиям и читая их научные публикации, вы видите совершенно иное государство…», — заключил Люис.

Конечно, не боги горшки обжигают, но и не только янки…

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru