Как только в СМИ появились новости о скорой блокировке мессенджера Telegram, вопрос об этом тут же задали пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Если вкратце передавать слова Пескова, он отметил, что в Кремле мессенджер считают удобным, но закон есть закон. Все бы ничего, но ответ этот он дал в ходе конференц-колла с журналистами, который проводится с помощью Телеграма. Можно сказать, что этот маленький парадокс как нельзя лучше отражает положение дел с блокировкой мессенджера Павла Дурова.
фото: Алексей Меринов
Проблемы у Телеграма начались с принятия «закона Яровой». Согласно нему, все мессенджеры обязаны предоставить ключи шифрования, которые дают ФСБ доступ к личным данным пользователей. И это несмотря на то, что новые технологии, которые используют многие сервисы, давно сделали такую опцию невозможной. Среди изобилия мессенджеров под руку попался именно Телеграм. «Тотально исполнить законодательство, которое у нас есть, не может ни Роскомнадзор, никто. Поэтому у нас используется выборочное применение и договорная позиция со всеми крупными сервисами о применении требований закона», - считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
20 марта Верховный суд отказался удовлетворить иск Телеграма о признании незаконным приказа ФСБ об утверждении порядка предоставления ведомству информации дешифровки. Затем в этой истории наступило временное затишье, пока 2 апреля руководитель международной правозащитной группы "Агора", которая представляет мессенджер в судах, Павел Чиков не сообщил в своем Телеграм-канале, что представители мессенджера уведомили Роскомнадзор о том, что требования ФСБ неисполнимы. В тот же день в пресс-службе Роскомнадзора сообщили, что ведомство не получило официального ответа от Телеграма на уведомление о необходимости предоставить правоохранительным органам ключи для дешифровки и сервис будет заблокирован.
Затем, 4 апреля, Роскомнадзор сообщил, что подает на мессенджер в суд и как следствие, по решению суда его могут заблокировать.
Интернет сообщество, разумеется, всполошилось. Точнее не так - всполошились те, кто не будучи профессионалами отрасли мессенджером активно пользовался. Что касается специалистов - они остаются спокойны и на идею блокировки смотрят скептически.
По словам Мариничева, в случае блокировки случится «война щита и меча», то есть на любые меры найдутся контрмеры. В общем-то они уже есть, в сети ходят инструкции о том как обойти блокировку, а организация «РосКомСвобода», которая активно борется с цензурой в интернете, опубликовала руководство для пользователей, в котором представлено несколько пунктов обхода блокировки - на любой вкус.
Еще один интересный факт, его в приснопамятном Телеграме окрестили «казусом Украины», касается истории, когда киевские власти заблокировали российские соцсети. От этого, как показала статистика, внимание к ним стало выше. «Скоро сложится так, что только «заблокированные» источники информации будут пользоваться доверием», - считают некоторые эксперты. Утверждение спорное, но более модным в определенной среде благодаря блокировке Телеграм вполне может стать.
В контексте телеграмма хотелось бы вспомнить еще и о «казусе Ирана». Там мессенджер гораздо популярнее, чем у нас и как власть не боролась с ним, ничего не вышло. Не так давно его даже заблокировали за наличие каналов, призывающих к свержению режима. Но только на пару недель , пока в стране происходили беспорядки с десятками жертв. А потом разблокировали - слишком велики оказались потери для бизнеса и затраты компаний на использование VPN сервисов. Вряд ли Россия захочет рекламировать свой режим более жестким, чем иранский.
По мнению интернет-эксперта Антона Меркурова мессенджер вообще не будет заблокирован, поскольку «никто из исполнителей не возьмет на себя такую ответственность», а Роскомнадзор таких полномочий не имеет.
«Блокировка Телеграма - это фантастическое развитие событий и неприятно, что ее всерьез обсуждают», - считает он.
Дмитрий Песков заявил, что Телеграм можно будет найти альтернативу. А советник президента Герман Клименко такую альтернативу тут же предложил - хорошо забытая всеми ICQ. В ответ на что , Меркуров попросил Клименко «прекратить насиловать трупы».