Понедельник, 18 июня 2018 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Украина на грани коллапса

14 января 2018

Евросоюз отказался переводить Украине 600 миллионов евро. Причиной отказа от очередного транша стало невыполнение четырех пунктов из 21 условия предоставления помощи Киеву. Это снятие запрета на экспорт леса-кругляка, запуск автоматической проверки электронных деклараций чиновников, принятие закона о кредитном реестре Нацбанка и ввод механизма проверки информации о бенефициарных владельцах компаний. Одну меру, с которой Киев согласился, в ЕС требуют быстрее привести в исполнение – это создание антикоррупционного суда.


фото: pixabay.com

Незалежная стала тяжким бременем на шее объединенной Европы, и без того испытывающей ряд проблем. Требуемые ЕС реформы имеют двоякий характер: с одной стороны, они, конечно, повышают степень прозрачности доходов чиновников и обеспечивают контроль за их обогащением, позволяя быстрее выяснять нарушающих закон, с другой стороны – способствуют закабалению Украины и её превращение в ресурсный придаток Запада. Валютные резервы страны уже сформированы почти что из одних внешних кредитов. Отвязаться от подпитки со стороны МВФ Киев уже не может, поэтому в дальнейшем у него по большому счету нет выбора – реформы будут, вопрос только в том, когда и кем они будут проведены и насколько антисоциальными они окажутся.

Участие польских реформаторов в качестве советников украинцев мы наблюдаем уже несколько лет, а практического результата как не было, так и нет. Связано это с разницей в ролях, которые в советскую эпоху играли «независимая» Польская народная республика и УССР в составе Союза. Польских руководителей в Москве постоянно подозревали в нелояльности – и зачастую справедливо: в стране действовало демократическое подполье, и с ним нужно было вести борьбу. Естественно, политический контроль был более всеобъемлющим, нежели на украинизировавшейся Незалежной, партийным элитам которой многое прощалось. Если не сказать больше – Украина как союзная республика занимала особое привилегированное положение, особенно в эпоху Хрущева, индикатором чего и стала передача Крыма. Но это всепрощающее отношение Кремля к Киеву сыграло с украинцами мрачную шутку – сразу после распада СССР и краха социалистического лагеря Украина оказалась одной из самых коррумпированных и в то же время «свободных» республик, сделать политическую карьеру в которой мог даже дантист (это о Тягнибоке), не говоря уже о людях более «демократического» происхождения. В тоже время возникли олигархические кланы, тесно спаянные с группками бюрократии. Страна вновь превратилась в настоящую Запорожскую Сечь: один атаман тянул её к русским, другой – к полякам, третий – к России. Решающее слово сказал взращенный советской властью культурный национализм, усиливший своё влияние благодаря политической плюрализации. Теперь даже самые оголтелые антисемиты могли участвовать в выборах и вести агитацию. Внутренние преобразования так не стали задачей номер «один» для украинского общества – её место в головах украинцев заняли внутренние и внешние враги: коммунисты, русские, «донецкие», сторонники федерализации, венгры. Функционирование прежней системы было прервано, но возникновение новой так и не наступило.

Самое важное для Украины на данный момент – проведение внутренних преобразований, чему война только мешает, так как отвлекает значительные ресурсы. Но, к сожалению, в этом и весь план руководства украинского государства – отвлечение внимания граждан вооруженных конфликтом и препятствование реформам, которые создали бы угрозу клановым интересам. От данной позиции при целой куче минусов есть только один плюс, да и то временный: украинские власти отодвигают возможное наступление коллапса украинской государственности в случае запуска антисоциальных преобразований. Чего только стоит одна медицинская реформа – введение «гарантированного государственного пакета», которое может обернуться тем, что список платных услуг в медучреждениях вырастет в разы. Украинские власти, однако, уже находятся на «крючке» у западных финансовых институтов, сорваться с которого без последствий невозможно.

Было бы оптимально – как для Украины, её граждан, так и для соседей, чтобы Киев прекратил вооруженный конфликт на Донбассе, пошел на некоторые договоренности с Донецком, а затем сконцентрировался на проведении реформ. Важно и то, чтобы эти реформы не усугубили бедственное положение экономики, но для этого надо отказаться от либеральных рецептов и прибегнуть к государственному вмешательству. Пойдет ли на это нынешний режим, который даже до борьбы с коррупцией не дошел, уже не говоря о планировании экономического развития – очень сомневаюсь.

Но я очень надеюсь, что на Украине есть люди, которые прочтут этот текст и поймут меня.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru