Хорошее дело, как известно, браком не назовут. Впрочем, внебрачные отношения, если уж честно, дело тоже не слишком хорошее. Но повод ли это ставить между ними знак равенства?
фото: pixabay.com
Российский сенатор Антон Беляков внес в парламент проект закона, согласно которому предлагается придать долговременному совместному сожительству между мужчиной и женщиной официальный юридический статус «фактических брачных отношений». Проще говоря, он предлагает уравнять сожительство и брак. Автор нововведения считает, что в России люди не делают разницы между официальным и неофициальным браком, поэтому и юридическую грань следует стереть.
Если такое предложение будет принято и станет законом, то в российском праве появится специальное понятие: «фактические брачные отношения». Чтобы оказаться в этом статусе, потребуется прожить вместе пять лет, а в случае рождения общего ребенка — всего лишь два года.
Статус «фактических брачных отношений», по задумке Белякова, должен быть приравнен к официально заключенному браку и стать субъектом семейного и гражданского законодательства. На практике это будет означать, что, прожив вместе пять — ни днем меньше! — лет или два, но с ребенком, стороны смогут претендовать на раздел совместно нажитого имущества или — более печальный вариант — на его наследование.
Конечно, в чем-то это хорошо. Но остаются вопросы. Например, с какой даты будет считаться проживание совместным. С того дня, когда сожительницу или сожителя заметят на лестничной клетке соседи, они же в дальнейшем свидетели в суде, или, например, со дня покупки дивана? Диван, конечно, надежнее — мало ли что соседи могут брякнуть! И чек на покупку — это уже документ. Причем, что важно, с датой. Но, наверное, мебель окажется в своем праве только в том случае, если заплачено за нее будет с кредитной карты, оформленной на одно имя, а отвезут покупку по адресу прописки другой стороны? Ведь иначе как доказать, что купленное предназначено для совместного проживания?
Или вот другой поворот событий... Живет себе семья, живет не тужит, и вдруг звонок в дверь: «Здрасьте, я пришел к вам навеки поселиться!». А это, оказывается, стукнуло ровно пять лет, как муж или жена завели отношения на стороне, и теперь их романчик превратился в скандальчик, да не просто с битьем посуды, а с правом отъема части жилплощади. А почему нет? Все по закону! Фактические брачные отношения были? Были! Вон и соседи свидетельствуют. А теперь мы разбежались. Значит, та часть жилплощади, которая принадлежит любовнице или любовнику, должна быть поделена поровну. И станет в итоге бедовать в одной квартире хорошо если любовный треугольник, а то — при определенной любвеобильности мужа или жены (а если обоих?) — совершенно фантастический многоугольник.
Вообще, конечно, это хорошо, что сенаторы думают об укреплении семьи. Плохо, что думают как-то коряво. Нет бы сначала довели до идеала те отношения, которые уже зарегистрированы в загсах. А для этого и надо-то всего ничего: обеспечить, например, всем членам семьи защиту от внутрисемейного насилия, урегулировать механизм обязательной фактической выплаты алиментов детям при разводе их родителей, а главное, решить, наверное, самую массовую проблему — предоставить возможность покупки семьям собственного жилья не по таким ценам и не под такие проценты, после которых не то что рожать — жить не хочется. Ведь если в официальном браке любить друг друга людям станет легче, чем в неофициальном, они сами побегут регистрировать свои отношения. И не придется соседям заводить тетрадочку и записывать целых пять лет кряду: пришел сегодня сожитель в соседнюю квартиру — не пришел. И не из дурной блажи, а великой цели ради: подтвердить потом «фактические брачные отношения».
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram