Воскресенье, 17 декабря 2017 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

«Слон» унизительной бедности: если МРОТ не сдается

01 октября 2017

«Формально правильно, а по существу издевательство». Этими словами Владимира Ульянова (Ленина) можно оценить содержание законопроекта о поэтапном повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, который был внесен правительством в Госдуму вместе с проектом бюджета на 2018–2020 годы. Чтобы понять почему, придется дочитать до конца.


фото: Алексей Меринов

Минимальный размер оплаты труда сейчас — 7800 рублей в месяц, чуть больше 71% от прожиточного минимума, который представляет собой стоимость минимально потребного россиянину для того, чтобы он не сдох от голода. С 1 января 2018 года МРОТ повысится до 9489 рублей и составит 85% прожиточного минимума. А с 1 января 2019 года должен сравняться с этим минимумом.

Правительство оглашает размер прожиточного минимума ежеквартально. Внесенный законопроект предлагает с 2019 года всегда равнять МРОТ с прожиточным минимумом за второй квартал предыдущего года. Если прожиточный минимум вдруг снизится, МРОТ останется таким же, как в предыдущем году. Понижаться не будет.

Про второй квартал — это хорошо, пояснил «МК» первый замруководителя фракции «ЕР» Андрей Исаев: «Традиционно в третьем квартале прожиточный минимум несколько меньше, потому что падают цены на овощи и фрукты, а ориентироваться на данные четвертого квартала невозможно, потому что они появляются лишь в начале следующего года и не могут быть учтены при принятии бюджета». По сведениям «МК», вокруг вопроса о том, данные какого квартала брать за точку отсчета, в правительстве шли долгие дискуссии с участием представителей парламента и профсоюзов.

Радостную новость о повышении МРОТ огласил городам и весям в начале сентября Владимир Путин. Надо все-таки «преодолеть ситуацию, когда минимально возможная заработная плата не покрывает даже базовые расходы граждан», причем «как можно быстрее — в соответствии, конечно, с возможностями бюджета», — так глава государства поставил точку в многолетнем споре между финансово-экономическим и социальным блоками правительства, профсоюзами, парламентом и организациями работодателей.

Почему президент не ставил эту точку раньше? Вопрос интересный. Статья 133 Трудового кодекса, которая гордо провозглашает, что меньше прожиточного минимума на территории РФ платить за труд нельзя, появилась в 2004 году. А в 2007 году, ввиду отказа властей обеспечить ее выполнение даже в условиях экономического роста, тот же ТК был дополнен статьей 421 — она относила вопрос о «порядке и сроках поэтапного повышения» МРОТ до уровня прожиточного минимума к ведению отдельного федерального закона…

Но и сейчас ясность наступила только вроде бы. Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что львиная доля дополнительных расходов на его реализацию придется на 2019 год. В 2018 году повышение МРОТ потребует 7,2 млрд рублей из федерального бюджета, 19 млрд рублей из бюджетов регионов и муниципалитетов, частному бизнесу придется выложить 17,1 млрд рублей. А в 2019 году предварительные расчеты рисуют такую картину: еще плюс 12 млрд рублей из федерального кармана, 31,9 млрд рублей из карманов региональных и муниципальных и 28,8 млрд рублей из карманов бизнесменов. Правительство утверждает, что средства в федеральном бюджете заложены. Но бюджет на 2019 год детально будут обсуждать лишь осенью 2018 года, когда власти радостно отчитаются, что количество бедных в стране сократилось (из позорного списка выпадут те, кто сейчас получает больше 7800, но меньше 9489), а вдохновленные ростом доходом нищие (прожиточный минимум — это уровень нищеты, а не бедности) поставят в избирательном бюллетене галочку.

Но не получится ли так, что ради экономии региональные и муниципальные власти еще более активно станут переводить своих «бюджетников» на неполный рабочий день или неполную ставку? Ведь МРОТ в полном размере гарантируется только за полную нагрузку!

Ответа пока нет. Обратите внимание на оговорку президента про «возможности бюджета». Тем более что статья-то 421 из ТК никуда пока не убирается…

А теперь — внимание!

В законопроекте написано, что потребительская корзина, то есть минимально необходимый для выживания набор продуктов и товаров, путем обсчета которого и выясняется величина прожиточного минимума, не будет пересматриваться до 2021 года.

Вообще-то закон «О прожиточном минимуме в целом по РФ» требует перетряхивать эту корзину каждые пять лет. Нынешняя корзина (10,5 кг хлеба, макарон и круп, 8,4 кг картошки, 14,6 кг овощей и фруктов, 2 кг сахара и кондитерских изделий, около 5 кг мяса и мясопродуктов и 1,5 кг рыбы на месяц) должна была быть заменена новой в конце 2017 года. Работа велась — об этом говорили представители Минтруда, Росстата и эксперты. В ходе дискуссий говорили, что нынешний способ расчета минимально потребных расходов на промышленные товары и услуги никуда не годится: сейчас, посчитав стоимость продуктовой корзины, эту цифру просто умножают на два. Бесстыжий подход: если цены на картошку и морковь падают, то соответственно уменьшается заложенная в прожиточный минимум доля услуг и промтоваров, даже если связь, лекарства, обувь, одежда подорожали в разы.

Теперь споры вокруг потребительской корзины, то есть основы для расчета прожиточного минимума, влияющего теперь на величину МРОТ, волевым усилием прекращены. В пояснительной записке к законопроекту честно говорится почему: «…в связи с необходимостью доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения».

Один из депутатов Госдумы, комментируя «МК» эту историю, сказал, что «слона можно съесть только по частям». Наш «слон» унизительной бедности и позорно низких зарплат давно протух. То есть при таком подходе есть его мы будем, давясь, еще очень долго.

Лучшее в "МК" — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru