Надежду Савченко, которую коллеги по Раде подозревали в подготовке государственного переворота, арестовали на два месяца. Нашлись свидетели, которые говорили о том, что она планировала устроить масштабный террористический акт в правительственном квартале. И остановить ее якобы не могло ничего.
Суд в Киеве вынес решение об аресте Надежды Савченко на два месяца до 20 мая без права внесения залога.
Напомним, что украинская летчица всегда любила шокировать и пугать коллег. Но — скорее на словах. Во всяком случае до применения, например, наградного пистолета, который она приносила в здание Рады, дело не дошло. На слушании адвокаты ссылались на то, что у прокурора нет доказательств того, что Савченко действительно планировала свержение власти и убийства руководства кроме свидетельских показаний.
Сама обвиняемая подчеркнула, что не собирается покидать Украину и будет сотрудничать со следствием. Условиями содержания в СИЗО народный депутат недовольна. По ее словам, в России ей жилось лучше.
Читайте материал: "Российские СИЗО лучше": что ждет арестованную Савченко в тюрьме"
Как могло произойти, что Надежда из героини превратилась в изгоя, врага народа? Связано ли это с менталитетом украинцев? Или она действительно повела себя не так?
- Как известно, от любви до ненависти расстояние очень короткое. Надежда была как транспарант, который можно было водрузить на щит. Исполнив эту функцию, она стала не нужна. Более того - она стала опасна, потому что она решила играть в свою игру, начала выступать со своими собственными суждениями критического свойства в отношении украинских элит. Соответственно она стала антигероем. Ее решили «закрывать» по-жесткому — дескать, планировала устроить теракт, - говорит политолог Олег Бондаренко.
- А как же депутатская неприкосновенность? Неужели можно лишиться ее за считанные часы?
- Увы. Украинский парламент 22 марта снял с Надежды депутатскую неприкосновенность, и уже при выходе из законотворческого органа она была задержана Службой безопасности Украины. Шевченковский суд Киева оставил ее под стражей на 2 месяца, пока будет длиться следствие.
- Играет ли роль в резкой перемене отношения к недавней героине ментальность украинского народа?
- Речь идет только о настроениях элит. Простой народ вообще ни при чем.
О тюремной системе в России в хороших тонах говорить не принято. Беззаконие, бесправие, а то и пытки. В общем, от тюрьмы и от сумы... А вот заявление Надежды Савченко о том, что условия содержания в московском СИЗО у нее были лучше, чем в киевском, наверняка порадовало начальников нашей пенитенциарной системы. Нечасто они слышат похвалу в свой адрес...
- И это ожидаемо! - продолжает эксперт. - В России Надежда была героиней, за ней наблюдал весь мир. У чужих, у врагов! А в Украине - она простая заключенная. Непонятно, в каком статусе она пребывает. Это совсем другой формат.
«Нет ни одной зоны, где не унижалось бы человеческое достоинство, - констатирует Надежда Савченко. - Нельзя раздеться, сходить в туалет». В общем, каждый квадратный сантиметр просматривается видеокамерами, от которых ни спрятаться, ни скрыться. Это даже хуже, чем в СИЗО врага.
После этого девушка ожидаемо объявила голодовку. Кстати, большую часть времени в СИЗО Лефортово она тоже отказывалась от приема пищи.
Создается впечатление, что Россия хоть в чем-то приблизилась к европейским стандартам и что реформы в этой сфере приносят свои плоды.
Но так ли это?
- Сравнивать СИЗО двух государств совершенно невозможно, - полагает правозащитник Лев Пономарев. - Как невозможно сравнивать между собой отдельно взятые российские СИЗО. Даже условия в одном и том же пенитенциарном учреждении могут весьма сильно отличаться. Как мы все недавно узнали, в «Матроской тишине» имеются ВИП-камеры, в которых сидельцы ни в чем себе не отказывают. А имеются и такие камеры, где набито по 50-100 человек. Какие там могут быть условия пребывания?
Савченко надо было что-то заявить — она и заявила, сравнила две системы двух стран. Но вряд ли они сколь-нибудь объективны.
Когда она томилась в России, то считалась элитной арестанткой. Что не удивительно, о ней знал весь мир, вопросы ее освобождения решались на уровне глав государств. Савченко находилась в Лефортово, где условия содержания вполне щадящие. Добавим сюда резонанс ее дела, статус сидельца... Нетрудно предположить, какое к ней было отношение со стороны начальства учреждения.
Не знаю, где содержится она в Киеве. Ее, возможно, специально поместили так, чтобы «проучить» и уж конечно, никакого пиитета к ней тюремщики не проявляют.
- Для россиян Надежда Савченко как была преступницей, так и осталась, - говорит предприниматель Елена Набокова. - Мы ее не помиловали, не оправдали, мы ее просто обменяли. А Украине было выгодно рассматривать ее как героиню. Причем ее геройство было не для широких масс — те же атошники, те же блогеры, рекламировавшие ее как героиню, прекрасно знали, что она ничего выдающегося из себя не представляет.