Четверг, 28 марта 2024 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно

Президент Латвии подписал закон, унижающий ветеранов Великой Отечественной

05 января 2018

Президент Латвии подписал скандальный закон “Об участниках Второй Мировой войны”, который фактически уравнивает воевавших на стороне СССР и нацистской Германии. Вдобавок соответствии с этим документом участниками войны признаются те жители республики, которые воевали по обе стороны фронта – но только в том случае, если они были гражданами Латвии до 17 июня 1940 года.

Президент Латвии Раймондс Вейонис. Кадр телерепортажа RTVi.

О том, зачем в Латвии спустя 70 лет после окончания войны разработали и приняли этот закон, “МК” рассказал историк и политолог Владимир Симиндей.

- Закон говорит не о “ветеранах”, а буквально об “участниках Второй Мировой войны”. И он предусматривает, что Латвийская республика признаёт участниками войны только определенные категории из действительно воевавших. Это, конечно уже смотрится глупо: получается, что не все участвовавшие в войне – участники? Но это такой продуманный, можно сказать, иезуитский подход. Во-первых, в число участников со стороны Красной Армии попадают те, кто не служил в “репрессивных органах”, а со стороны немцев – попадают служившие в вермахте и батальонах СС, но не попадают бойцы СД – карательных подразделений. А самое главное - участниками считаются только граждане Латвии со стажем до 17 июня 1940 года. Иными словами – “наши” ветераны разделены на две неравные группы, причем большая часть – те, что стали гражданами Латвии после 1940 года – участниками войны не считаются.

- О льготах ветеранам идет речь в законе?

- В том-то и дело, что никаких льгот там не предусмотрено. Кроме обязательного к ношению нагрудного знака, одинакового для тех и других ветеранов. Об этом знаке, кстати, шли отдельные прения в парламенте: некоторые депутаты и эксперты возражали против него, сравнивая такой знак с печально знаменитыми еврейскими желтыми звездами...

- Каков был статус и льготы ветеранам войны в Латвии до принятия этого закона?

Формально статуса ветерана Второй мировой войны в Латвии не было с советских времен (когда действовали общесоюзные законы, похожие на нынешние российские). Сейчас часть легионеров СС – а именно те, кто после войны были “лесными братьями” - получают льготы как «воины национального сопротивления». Те, кто после войны прошел фильтрационные лагеря (где по-настоящему репрессировали только офицеров СД, СС и вермахта, а большинство рядовых бойцов получали достаточно легкие наказания либо дослуживали уже в Красной Армии) также получают льготы – как жертвы сталинизма.

Что касается “наших” ветеранов, то здесь сложнее. Льгот от Латвии им не полагается никаких; военным пенсионерам платит пенсию Российская Федерация. Наше же посольство по мере сил помогает активистам ветеранских организаций. И на этом, кажется, всё.

- Тогда в чем смысл такого закона?

- Думаю, не в последнюю очередь, в том, чтобы унизить латвийских русских. Ту часть общества, которая празднует День Победы 9 мая. А эта традиция, несмотря ни на что, вполне живая: в Риге, население которой сейчас примерно 600 тысяч человек, в праздник к памятнику Освободителям в Пардаугаве приходит около 100 тысяч! Одна шестая населения столицы – это как если бы в Москве на Поклонной горе побывало бы два миллиона человек.

- Официальная позиция Евросоюза с самого начала и по сей день – антифашистская и антинацистская, преступления гитлеровского режима осуждены – и прежде всего в самой Германии. Почему же со стороны Брюсселя не последовало никакой реакции на новый латвийский закон?

- К сожалению, сейчас во внешней политике Евросоюза доминирует антироссийский тренд. Они покрывают такие эксцессы и будут покрывать – по-другому в данный момент невозможно. Корни такой ситуации, мне кажется, в том, что ЕС, вместо проведения институциональных реформ, жадно расширялся и принимал в себя страны с весьма печальным пониманием истории, в том числе и такие не прошедшие денацификацию страны, как Латвия.

И это не единственная такая страна в Центральной и Восточной Европе. Сейчас мы избегаем ругать Венгрию и Польшу – как страны-евроскептики – но и в этих странах имеются бациллы национализма, которые по сей день не переварены. Да, к сожалению, Центр и Восток Европы во многом является антироссийски настроенным. За некоторыми исключениями вроде Словакии, которые не определяют, увы, общую политику.

- Насколько единодушно был принят закон?

- Сейчас обстановка в Латвии – после ужесточения политического климата в 2014 году – такова, что даже те, кто настроен против подобных проектов, не решаются голосовать против. Тому свидетельство – результаты голосования в Сейме, где из 100 депутатов “за” проголосовали 60, 22 проголосовали “против” - и целых 18 депутатов воздержались (а то и просто не пришли на заседание). Среди этих воздержавшихся, кстати, были люди, которых Россия считает партнерами – например, Ингуна Судроба, бывшая глава счетной палаты республики. Это к вопросу о тщательности выбора друзей.

- Актуальность Второй Мировой войны вроде бы в далеком прошлом – политическая карта мира и Европы совершенно иная. Да и живых ветеранов осталось совсем немного. Зачем тогда Латвия продолжает принимать законы, касающиеся этого периода?

- Так сложилось, что 1940 год – крайне болезненный момент латвийского национального самосознания. Латыши боятся, панически боятся повторения «советской оккупации» – хотя сейчас совсем другие времена и расклад сил не предвещает никаких подобных действий. Но сам факт того, что в июне 1940 года правительство Латвии во главе с Карлисом Ульманисом не защитило страну, а сдало ее практически без единого выстрела, поверив обещаниям Москвы – для них очент болезнен. Сейчас – именно с оглядкой на прецедент 1940 года – принимаются законы, запрещающие отказ от сопротивления.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru