Пенсии — извечная тема для обсуждений и, пожалуй, одна из самых болезненных точек современной России. Мало того что государство постоянно балансирует на грани пропасти в части выполнения собственных социальных обязательств перед своими гражданами, так еще и все, что происходит с выплатами пожилым россиянам, превращается в такую чехарду, за результатами которой уже не уследить порой даже соответствующим ведомствам, не то что обычным людям.
фото: Геннадий Черкасов
Такая бессистемность давно привела к тому, что у народа доверия к пенсионной системе практически нет. Да и слово «система» здесь можно употребить с большой натяжкой. У нас порядка 43 млн пенсионеров — это почти каждый третий житель, всем необходимо платить пенсию, а устоявшейся пенсионной системы как таковой до сих пор нет. В той же Европе пенсионеры комфортно себя чувствуют в старости и могут позволить себе заслуженный отдых во многом благодаря своим собственным пенсионным накоплениям. У нас же добровольные пенсионные накопления практически отсутствуют как явление. Не потому, что люди такие недальновидные и живут одним днем, а потому, что либо зарплата не позволяла и не позволяет делать сбережения, либо советский менталитет возлагал все обязанности по содержанию на государство, либо не было подходящих услуг в банках и финкомпаниях. А чаще — все это вместе.
Бессистемность, о которой шла речь выше, сама собой вдруг не войдет в единое конструктивное русло. Здесь нужны реформы (как бы страшно это слово ни звучало, особенно для поколения людей как раз пенсионного возраста). Конечно любые реформы, их методы и средства вызывают вопросы. Из последних таких решений, которые мы наблюдали в последнее время, больше всего вопросов вызывают, пожалуй, создание запутанной балльной системы и распределение между страховой и накопительной частями (особенно при отказе от последней).
Не было такого периода в современной России, чтобы ПФР мог обеспечить достойные пенсии, не влезая в долги. Вот несколько лет назад и накопительную часть пенсии заморозили не просто так, а из-за нехватки средств. В отличие от нехватки средств в масштабах финансов страны или нехватки средств у отдельно взятого чиновника дефицит бюджета Пенсионного фонда — это неоспоримый, легко устанавливаемый и, собственно, уже не скрываемый факт. Доходы и расходы фонда весьма прозрачны и ясны. Денег у ПФР на выплату текущих пенсий, которые все-таки худо-бедно еще и индексируются, не хватает. Даже если не брать в расчет выплаты материнского капитала, софинансирование социальных программ субъектов РФ и сосредоточиться исключительно на пенсионных выплатах, то нестыковка расходов и доходов видна невооруженным глазом. Только на выплату страховых пенсий в 2017 году ушло более 6,4 трлн рублей. А вот страховых взносов собрали на 5,8 трлн рублей. До накоплений Пенсионному фонду действительно далеко…
И как раз с этими 5,8 трлн рублей произошел интересный случай. В прошлом году социальные сборы начала собирать и администрировать налоговая служба. То есть предприниматели платят налоги за сотрудников и социальные отчисления, пенсионные в том числе, грубо говоря, в одну кассу. Соответственно, эта мера должна была сократить работу бухгалтеров и ужесточить контроль. Если раньше предприниматели могли заплатить вовремя налоги, а соцотчисления — задержать, то теперь так не выходит, ибо все под контролем.
Но почему-то именно на эту реформу с критикой обрушилась вице-премьер Ольга Голодец. При этом совершенно не обратив должного внимания на такие сомнительные шаги в пенсионной сфере, как предложение ввести добровольно-принудительный индивидуальный пенсионный капитал, взносы в который собирать сверх уже существующих отчислений. Обычно она как раз выступает с критикой по делу, но в данном случае удивила. Заявления о том, что эта реформа не привела к «качественным изменениям», мягко говоря, вызывают вопросы. Или она ожидала, что теперь пенсионеры смогут спокойно ездить на лучшие мировые курорты только благодаря одной этой реформе? Как-то чересчур наивно.
Тем более что есть конкретные цифры: в 2017 году поступление страховых взносов выросло на 438 млрд рублей. Сама по себе эта сумма говорит не о многом. Но это почти 7% от всех расходов на страховые пенсии и 8% от страховых сборов в 2016 году.
И этот рост доходов обеспечен отнюдь не ростом экономики, которая выросла только на 1,5%. Наоборот, в прошлом году собирать все необходимые платежи стало сложнее, поскольку число банкротств компаний увеличилось на 7,7% и приближается к историческому рекорду, а их долги разрослись в 1,5 раза — до 3,5 трлн рублей. Плюс очередная массовая волна ухода бизнеса в тень из-за роста налоговых сборов и неналоговых платежей. И сбор дополнительных 438 млрд рублей в таких условиях — это действительно большой успех, который стоит признать.
Конечно, предприниматели жаловались на то, что не вся информация выгрузилась из баз ПФР в налоговую, и к ним возникали лишние вопросы. Но это явление временное. А вот результат для огромного числа обычных граждан — налицо. Дополнительные сборы позволили увеличить пенсионные выплаты в 2018 году на 279 млрд рублей и снизить зависимость от бюджетных трансфертов. Привыкать к безвозмездным перечислениям из федерального бюджета нельзя, поскольку его доходы все еще крайне нестабильны и зависят от цен на нефть и курса рубля.
Так что проведенная реформа — меньшее из зол. Так почему же наши чиновники так восстали против того немногого, что дает хоть какой-то результат? Прямое вредительство? Вряд ли… Больше похоже просто на то, что их картина мира с исключительно имитационными принципами работы — столь устоявшаяся, что действительно полезные, эффективные вещи воспринимаются ими как инородное тело, которое отторгает их коллективное бессознательное.