Крупнейший обмен пленными за всю историю войны в Донбассе состоялся-таки 27 декабря в районе КПП «Майорск». Событие значимое, хотя без накладок не обошлось. После полутора месяцев переговоров Киев вместо обещанных 306 человек освободил только 237, из которых 16 отказались уходить с территории Украины, а ДНР и ЛНР взамен выпустили 73 пленных.
Украинские военные к обмену готовы.
Полтора года обменов вообще не было, поэтому то, что это все же произошло, — уже прорыв. Хотя отпустили не столько, сколько договаривались. И под обмен попали не все, кого желали вернуть в ДНР, ЛНР и России. «Граждан России не отдали на обмен! — сообщил «МК» адвокат Валентин Рыбин. — Из моих клиентов не пошли на обмен россияне Гаджиев, Кимаковский, одессит Мефедов, Черных и Ковалис. Украинская сторона предоставила недостоверную информацию о том, что они отказались от обмена!». Рыбин сообщил полный список якобы «отказников»: Мефедов, Егоров, Поляков, Шилин, Черных, Ковалис, Кимаковский, Сливко. Примечательно, что этих людей украинские власти даже не соизволили отправить к линии соприкосновения.
Несмотря на это, есть и очевидный прогресс по сравнению с предыдущими обменами. «Этот обмен уникальный, он первый на моей памяти, который проходит при свете дня и с объявленным местом! — рассказала «МК» дончанка Елена Блоха, которая присутствовала на прежних обменах пленными и в качестве журналистки, и в качестве бывшей заключенной лукьяновского СИЗО. — Как журналист ДНР я была на обмене два раза. Помню, как после «Дебальцевского котла» Луганск с нашей стороны отдавал очень много пленных (117 человек. — Авт.), и нас возили окольными путями, место обмена было в степи и засекречено во избежание провокаций и обстрелов. Мы оставили машины, шли пешком целый час в поле к месту, под покровом ночи, без фар, без света. Чтоб ты понимал, мы выехали на обмен из Донецка в 12 дня, домой я вернулась в 5 утра. Сейчас меняют 306! Это очень много!».
В этот раз в ДНР и ЛНР не стали устраивать пышных встреч, но Киев выставил это одним из центральных событий в уходящем году. Украинские соцсети всколыхнул хэштег #Зустрінь_Своїх, а в киевский аэропорт «Борисполь» стянулись неравнодушные местные жители.
Впрочем, в Донецке и Луганске массовое возвращение военнопленных тоже не оставили без внимания. «За две недели началась подготовка комнат в общежитиях национального университета, и не только в них, — пояснил «МК» источник в правительстве ДНР. — Мы ожидаем, что около двух сотен людей не имеют жилья в Донецке и их нужно будет разместить. Подготовлены палаты в больницах для госпитализации нуждающихся в помощи. По опыту прошлых обменов встреча с главой ДНР Александром Захарченко может случиться через день-два, когда люди отдохнут и придут в себя».
Тем не менее, как рассказал «МК» источник, близкий к руководству самопровозглашенных ДНР и ЛНР, в республиках прошедший с Украиной обмен оценивают крайне негативно. Когда стало ясно, что Киев будет освобождать не 306, а только 237 человек, представители Донецка и Луганска, образно говоря, пережили «клиническую смерть», но отказаться от этого предложения не смогли, так как за успешность мероприятия поручились Президент России Владимир Путин и глава РПЦ патриарх Кирилл. Как известно, поспособствовать скорейшему обмену пленными на Донбассе российского лидера попросил глава «Украинского выбора» Виктор Медведчук.
Напомним, предыдущий обмен пленными состоялся 18 сентября 2016 года, с тех пор представители Донецка и Луганска утверждали, что продолжат освобождать людей только после того, как Киев амнистирует всех участников боевых действий на Донбассе. Однако нынешний обмен фактически прошел на условиях Украины, которая, как и полтора года назад, отказалась выпускать россиян и осужденных по особо тяжким статьям. Как утверждает источник «МК», в ДНР и ЛНР считают случившееся своим поражением, которое, вероятно, приведет к ослаблению позиции на будущих переговорах на эту тему.
В начале декабря, чтобы попытаться переломить ход переговоров об обмене, глава МИД России Сергей Лавров встретился со своим украинским коллегой Павлом Климкиным, но ничего не вышло. Климкин согласился пойти навстречу, но взамен попросил освободить из российских тюрем своих сограждан, обвиненных в терроризме, шпионаже и так далее. Так как Москва не считает себя стороной конфликта на Донбассе, условия оказались неприемлемыми.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram