Бывший губернатор Кировской области Никита Белых, осужденный на восемь лет лишения свободы со штрафом 48 млн рублей, все-таки отправится в колонию строгого режима. Надежды экс-чиновника на победу в Мосгорсуде не оправдались, несмотря на его пламенные речи.
фото: Геннадий Черкасов
Напомним, Никите Юрьевичу изначально вменяли два эпизода преступной деятельности — получение взятки в 200 тысяч евро от бизнесмена Альберта Ларицкого (за помощь в аренде участков леса по льготному тарифу) и 400 тыс. евро от немецкого коммерсанта Юрия Зудхаймера за помощь в продвижении их инвестпроектов, связанных с двумя обанкротившимися лесоперерабатывающими предприятиями. В результате Пресненский суд Москвы оправдал экс-губернатора лишь по одному эпизоду взятки — от Ларицкого в 2012 году.
На прошлом заседании, которое состоялось 27 апреля, Белых должен был участвовать в рассмотрении своей апелляционной жалобы на приговор. Для этого Мосгорсуд выделил самый большой и торжественный зал, в котором, как правило, слушают громкие процессы. Помещение декорировано винтажными люстрами и портретами Цицерона, Монтескьё, Плевако и Кони. В ожидании разбирательства в коридоре суда толпилось очень много людей, среди них были родственники — молодая супруга Катерина Белых и родной брат политика Александр Белых, бывший начальник Управления Генпрокуратуры в Приволжском федеральном округе.
Однако, как только бывший губернатор оказался в «аквариуме», он тотчас пожаловался на проблемы со здоровьем своему защитнику. Белых был в черном свитшоте и такого же цвета джинсах и опирался на трость.
— Белых чувствует себя плохо, плохие показатели артериального давления. Оно зашкаливает, — тогда заявил адвокат Андрей Грохотов.
— Мне порекомендовали лежать два часа после укола. Давление 220 на 120. Я не настаиваю на личном присутствии в заседании. Прошу в следующий раз провести заседание по видеоконференцсвязи, — добавил обвиняемый.
Коллегия судей уступила его просьбе, хотя это решение далось ей не без труда.
В четверг, 10 мая, заседание по делу Белых началось с небольшим опозданием. Председательствующая тройки судей Ольга Неделина пояснила причину задержки: «Ждем доставки». В этот раз бывший губернатор выступал по видеосвязи. Видимо, в надежде на благоприятный исхода дела, он выбрал наряд светлых тонов, как, впрочем, и его жена Катерина. В начале адвокат Грохотов попросил приобщить к материалам дела медицинское заключение о здоровье своего подзащитного. По его словам, врачи пришли к выводу, что заболевания у экс-губернатора могут препятствовать его нахождению в местах лишения свободы. Из оглашенных документов стало известно, что у Никиты Юрьевича целый букет недугов: гипертоническая болезнь второй степени, сахарный диабет второго типа, остеохондроз, варикозная болезнь, ожирение и многое другое.
Затем судья огласила жалобы Белых и его адвоката. Суть сводилась к тому, что приговор надо отменить и оправдать осужденного.
— Приговор не соответствует фактическим обстоятельствам дела. 5 марта 2014 года я не встречался с Зудхаймером в своем рабочем кабинете и не требовал с него денег. В этот день у меня были совещания, в том числе выездные, — заявил Белых.
Кроме того, в кабинете установлено видеонаблюдение. Белых отрицал, что обещал покровительство бизнесмену.
Все это время избранница осужденного не отрывала взгляда от монитора. Екатерина Белых жадно ловила каждое слово супруга. Во время перерыва, который попросил экс-чиновник, чтобы ему оказали медпомощь, девушка попыталась показать Никите Юрьевичу жестами, что любит его. Но пристав ее строго одернул: «Нельзя разговаривать!».
В ходе прений адвокат Андрей Грохотов заявил, что нужно обратить внимание на два вопроса — получал ли Белых деньги от Зудхаймера и каков источник происхождения этих денежных средств. По его мнению, суд первой инстанции недолжным образом отнесся к этим вопросам. «Белых не мог согласовать заранее встречу с немецким бизнесменом при тех условиях, которые были. Зудхаймер посетил здание правительства Кировской области только 15 мая 2014 года», — приводил свои доводы юрист.
Он убеждал Фемиду, что взяткодатель давал противоречивые показания в суде. Например, только на процессе коммерсант заявил, что у него имеется дочь, которая якобы продала квартиру в Казахстане и дала ему деньги. Мы считаем, что денег на самом деле не было, — отметил адвокат.
Грохотов уверен, что Белых занимался благотворительной деятельностью, когда брал деньги у бизнесменов, поскольку слухи о его роскошной жизни не нашли подтверждения.
— При обысках у Белых не нашли дорогостоящих вещей, он не отдыхал на элитных курортах, на счету нашли не более 400 тысяч рублей. Общее имущество оценено на 4 млн рублей, — продолжал Грохотов.
По его словам, речь не может идти о взятке, эти деньги шли на совершенно другие цели. Это была провокация. ФСБ искусственно создала доказательства взятки. «Подобную совокупность признаков следует квалифицировать не как взятку, а как превышение полномочий, а те лица, которые дали показания против Белых, сами были привлечены к уголовной ответственности».
— Белых просто может не дожить до конца срока. Он не может быть даже доставлен в суд, что уже говорить об этапировании, — уверен адвокат. Его речь остановила судья Неделина, попросив не озвучивать столь мрачные прогнозы.
Сам Белых выступал эмоционально и убедительно. Он зачитывал куски приговора и давал им свои пояснения, которые были не лишены здравого смысла.
— В самолете я не общался с Зудхаймером, так как летел в полностью набитом лоукостере. Сидел на первом ряду из-за проблем с ногами, ни с кем не общался. Как я мог при других людях обсуждать передачу мне взятки? — говорил он.
— Свидетели обвинения, к которым суд отнесся критически, это были как раз те свидетели обвинения, которые впоследствии изменили показания, будучи допрошенными в суде, — отмечал Белых. В конце речи он также поздравил всех присутствующих с Днем Победы. «Этот праздник символизирует победу над ложью и гнусностью. Я верю в победу!» — заключил обвиняемый.
Представитель Генпрокуратуры Марина Дятлова заявила, что приговор первой инстанции законный и обоснованный, а доводы Белых и его защиты несостоятельны.
В итоге Мосгорсуд решил оставить практически без изменения приговор первой инстанции.
«Приговор суда первой инстанции изменить, разрешить Белых занимать должности в государственных и муниципальных органах, в остальной части оставить приговор без изменения», — постановила председательствующая судья Ольга Неделина.
Защита Никиты Белых собирается обжаловать это решение.