Пока в Испании сохраняется напряженность в связи с последствиями референдума об отделении Каталонии, в другой европейской стране – Италии – два региона высказались за расширение своих полномочий. Впрочем, ни в Венето, ни в Ломбардии, где прошли голосования о получении статуса автономии, вопрос полной независимости от Рима пока не стоит.
фото: AP
Президент административной области Ломбардия Роберто Марони во время референдума.
Более того, считает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай ТОПОРНИН, центральные власти Италии скорее всего пойдут на уступки, дабы избежать обострения ситуации и политического ущерба.
Нельзя сказать, что референдумы в Венето или же Ломбардии вызывали ажиотаж среди местного населения. В первом случае явка составила менее 58%, а во втором и вовсе – менее 40%. При этом в обеих областях более 95% проголосовавших высказались за предоставление регионам обширных полномочий. В первую очередь – в финансовой и налоговой сферах. Эта проблема в Италии стоит уже давно – жители северных областей традиционно считают, что фактически кормят южан.
В Милане и Венеции уже заявили о готовности к переговорам с Римом по итогам народного волеизъявления. Однако пока предпосылок для серьезного кризиса, подобного, скажем, испанском, нет.
«Оба итальянских референдума носили консультационный характер, это были, скорее, опросы, – напомнил в беседе с «МК» доцент кафедры европейского права МГИМО Николай ТОПОРНИН. – Они проводились в соответствии со 116-й статье итальянской конституции, позволяющей реализовывать такого рода инициативы. В ходе голосования не шла речь о независимости регионов, их отделении от Италии, – лишь о возможности расширения их автономии в составе единой республики.
На мой взгляд, ничего критического происходить сейчас не будет, просто у властей Ломбардии и Венето теперь на руках больше козырей для общения с правительством в Риме. Они хотят получать больше финансовых, налоговых льгот, и теперь смогут более уверенно давить на центральные власти Италии с целью получения этих преференций.
Ломбардия и Венето в общей сложности вносят в совокупный итальянский бюджет порядка 30% от ВВП. Они отдают центру больше, чем от него получают, и, разумеется, недовольны таким положением. Для снятия этого недовольства Риму надо каким-то образом договориться с властями двух регионов: чтобы и «волки», в лице региональных элит, были сыты, и «овцы», в виде Италии, целы, – чтобы страна не затрещала по швам, как это происходит сейчас в Каталонии.
Стоит помнить, что в Италии не за горами и парламентские выборы (они состоятся в 2018 году), сейчас правительство коалиционное, не слишком сильное, вынужденное опираться на различного рода договоренности. В то же время в стране есть популистская партия «Лига Севера», которая, собственно говоря, и стояла за прошедшими референдумами. Считается, что именно она может набрать на выборах дополнительные очки, если центральные власти не пойдут на компромисс с северными регионами. Так что имеет значение и политическая составляющая: если социал-демократы хотят сохранить позиции, то надо искать компромисс, иначе укрепится «Лига Севера». Конечно же, политики, находящиеся сейчас у власти, этого не желают. Поэтому они и сядут за стол переговоров – а какой еще у них есть выбор?».
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал