Ряд зарубежных СМИ утверждает, что Россия намерена построить в Сирии еще одну крупную военную базу в районе города Дейр-эз-Зор. По мнению западных источников, она необходима РФ для того, чтобы укрепить свое геостратегическое положение в регионе, а также чтобы контролировать обширные нефтеносные поля в районе Дейр-эз-Зора. О том, насколько такие слухи имеют под собой основание, «МК» поговорил с военным экспертом.
фото: Александр Степанов
Информация о еще одной крупной базе, которую Россия якобы планирует строить в Сирии, появилась в ливанской газете Al-Ahed News Website. Западные источники рассказали изданию, что появление новой базы ВКС РФ в районе Дейр-эз-Зора не позволит сирийской вооруженной оппозиции и курдам установить контроль за крупнейшими месторождениями нефти и газа в этом районе, кроме того, оттуда будет проще использовать авиацию на востоке и в центре Сирии. Еще один немаловажный момент, с точки зрения газеты, в том, что с такого аэродрома можно будет контролировать иракскую границу, неподалеку от которой расположены базы США.
Официальный Дамаск такую информацию опроверг. Глава МИД Сирии Валид Муаллем заявил журналистам, что Россия не нуждается в военной базе в Дейр-эз-Зоре. «У нас с Россией есть соглашения относительно Тартуса и Хмеймима. Российское военное присутствие в Сирии легитимно. Мы дали на это наше согласие», — сказал дипломат.
Военный эксперт Виктор Мураховский также сомневается в этих сведениях.
— Не будет там никакой базы, уверен, — говорит он. — Возможен вариант, что там появится аэродром подскока, как на других базах в Сирии. К примеру, аэродром «Т-4» в районе Пальмиры или «Шайрат» в районе Хомса. Максимум там может базироваться дежурная группа, к примеру, из четырех вертолетов и двух самолетов.
По его словам, сейчас у российской группировки в Сирии есть политическая задача — экономить ресурсы и постепенно сворачивать военное участие в конфликте. Возможно, к концу года будет заявлено о победе над ИГИЛ в стране, после чего наша группировка сократит там свою численность.
— Задачи будут другими — больше геополитическими, чем военными. Это замирение враждующих сторон, налаживание работы Конгресса народов Сирии и прочие гуманитарные проблемы, — убежден эксперт.
По его словам, если говорить о том, что сейчас под Дейр-эз-Зором разворачивается битва за нефтеносные поля с участием курдов и вооруженной сирийской оппозиции, то это скорее тактические гонки на опережение.
— Есть договоренности между Россией и США и другими заинтересованными странами. Есть линии разграничения, они обозначены, и за них никто заходить не будет, — убежден Мураховский. — И если учесть, что курдов «горячо поддерживает» Турция, им там вообще ничего не светит. Оппозиция же находится под контролем США и не станет открыто лезть на рожон.