Пятница, 29 марта 2024 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно

«Нас накрыло ФБР!»: вмешательство Пригожина в американские выборы оказалось анекдотичным

17 февраля 2018

Мы внимательно прочитали три с лишним десятка страниц обвинений, выдвинутых спецпрокурором США Робертом Мюллером против 13 россиян во главе с Евгением Пригожиным за их вмешательство в американские выборы. И это увлекательное чтение. Оказалось, что российские хакеры поздравили Пригожина с днем рождения плакатом у Белого дома, покупали клетку для митингов в Америке, а под конец слезно жаловались в письмах родным на то, что их «накрыло ФБР», поэтому на работе аврал.

Источник: соцсети

Итак, вот о чем говорится в обвинительном документе.

«Агентство интернет-исследований» (его прокурор также называет «Организация») было зарегестрировано в России в июле 2013 года и располагалось в офисе на ул. Савушкина, 55, в Петербурге.

Организация нанимала сотни людей, ее годовой бюджет равнялся миллиону долларов США. В Агентстве работали департаменты графики, анализа данных, SЕО-оптимизации, IT-технологий, финансов.

В апреле 2014 года в Агентстве появился департамент, который называли по-разному, в частности - проект «Переводчик». Он предназначался для влияния на американскую аудиторию через Ютьюб, Фейсбук, Инстаграм и Твиттер. К июлю 2016 года в проекте «Переводчик» работали больше 80 человек.

Пригожинский холдинг «Конкорд» финансировал Агентство в рамках операции влияния под названием «Проект Лахта». Этот проект состоял из многих компонентов, часть касалась влияния на российскую аудиторию, часть — на аудиторию разных стран мира, включая США.

В сентябре 2016 года месячный бюджет Агентства в части «Проекта Лахта» составлял 73 миллиона рублей. Деньги поступали через 14 банковских счетов, заведенных на различные юрлица (названия приведены в докладе, в их числе - «Пищевик» и «Спб кулинария»).

29 мая 2016 года обвиняемые и их сообщники, используя аккаунт в соцсети, контролируемый Агенством, сподвигли американца стоять перед Белым домом с плакатом «Поздравляем с 55-летием, дорогой Босс!» Они объяснили американцу, что плакат предназначается их лидеру и начальнику. Дата рождения Евгения Пригожина — 1 июня 1961 года.

В обвинении подробно прописаны должности всех фигурантов.

Михаил Быстров являлся гендиректором Организации. В 2015 и 2016 годах Быстров постоянно общался с Евгением Пригожиным по поводу «Проекта Лахта».

Михаил Бурчик был исполнительным директором, и также напрямую общался с Пригожиным.

Александра Крылова занимала в Организации третий по значимости пост директора.

Сергей Полозов был менеджером IT-департамента и отвечал за оплату серверов в США и другой компьютерной инфраструктуры, которая использовалась для маскировки действий Агенства.

Анна Богачева состояла в проекте «Переводчик» и занималась анализом данных.

Мария Бовда руководила проектом «Переводчик». Роберт Бовда был ее замом.

Джейхун Асланов также руководил проектом «Переводчик» и отвечал за операции влияния на президентские выборы в США. Асланов значился руководителем одного из юрлиц, использовавшихся для проведения финансирования от «Конкорда».

Вадим Подкопаев был аналитиком, отвечал за проведение исследований аудитории в США и также разрабатывал контент для соцсетей.

Глеб Васильченко отвечал за постинг в соцсети и мониторинг аккаунтом, заведенных от имени граждан США или американскихорганизаций.

Ирина Каверзина управляла многочисленными «американскими личностями» в соцсетях. Функции Владимира Венкова были аналогичными.

Начиная с 2014 года, обвиняемые начали отслеживать в американских соцсетях общественно-политические группы, мониторить их размер, частоту обновления контента, его влияние на аудиторию, количество комментариев и лайков. Часть сотрудников Агентства съездила в Штаты.

Для поездок в США Крылова и Богачева вместе с сообщниками планировали маршруты, покупали оборудование (камеры, СИМ-карты, телефоны), разрабатывали меры безопасности, включая «сценарии экстренной эвакуации».

Для въезда в Соединенные Штаты Крылова, Богачева, Роберт Бовда и их сообщники подали заявления на визы «с целью частных поездок», скрыв свое место работы.

Визы получили только Крылова и Богачева (Бовде отказали). Они находились в США с 4 по 25 июня 2014 года, были в Неваде, Калифорнии, Нью-Мехико, Колорадо, Иллинойсе, Мичигане, Луизиане, Техасе и Нью-Йорке с целью сбора разведданных.

Еще один их сообщник был в Атланте и Джорджии с 26 по 30 ноября 2014 года. Все написали подробные отчеты о своих поездках.

Обвиняемые представлялись в онлайне американцами и контактировали с местными политиками и активистами. Например, в июне 2016 года они общались с американцем, связанным с одной из техасских организаций. Тот посоветовал им сфокусироваться на таких штатах, как Колорадо, Вирджиния и Флорида (где симпатии к демократам и республиканцам были примерно равны - «МК»).

Оперируя «американскими» аккаунтами в соцсетях, ответчики размещали посты для тех или иных штатов в соответствии с временными поясами в США. Также в Организации циркулировал список американских праздников, чтобы они для пущего правдоподобия отражались в постах.

Целью было создание политической активности путем поддержки радикальных групп, пользователей, недовольных текущей политической и экономической ситуацией в США. В докладе приводятся названия групп: например, Secured Borders (“Защищенные границы», против иммиграции).

К 2016 году количество участников таких групп варьировалось от сотен до тысяч человек. У Твиттер-аккаунта Tennessee GOP, который велся от имени политиков штата, было 100 000 подписчиков.

В 2015 году Организация начала покупать рекламу своих групп в соцсетях, тратя на это ежемесячно тысячи долларов. Также использовались e-mail рассылки с американских адресов.

Около 2016 года Ответчики использовали номера соцстрахования, адреса и даты рождения реальных американцев без их согласия. С этими данными они открывали счета в PayPal и даже в американских банках, покупали фальшивые водительские права. В похищении данных обвиняются Джейхун Асланов и Глеб Васильченко.

Перед президентскими выборами все силы были брошены на компрометирование Хиллари Клинтон, а также Марка Рубио и Теда Круза, и на поддержку Берни Сандерса и Дональда Трампа. Для этого в Твиттере, например, использовали хэштеги #Trump2016 или #Hillary4Prison.

В обвинительном документе приводятся образчики творчества Организации.

«Американские мусульмане сегодня бойкотируют выборы, большинство американских мусульман отказывается голосовать за Хиллари Клинтон, потому что она хочет продолжить войну с мусульманами на Ближнем Востоке».

«Многие черные разделяют наш лозунг — «Хиллари Клинтон не мой президент».

«Трамп — единственная надежда на лучшее будущее».

И так далее, и тому подобное.

Обвиняемые через соцсети организовывали митинги в разных штатах США. Они рассылали пресс-релизы о них с американских почтовых адресов. Обвиняемые наняли реального американца, чтобы он стоял с плакатом против Хиллари Клинтон, а позже оплатили изготовление клетки для актрисы, которая должна была изображать Клинтон в тюремной одежде.

Также они через Фейсбук призывали жителей США в июле 2016 года прийти на мероприятия под названия «Марш за Трампа» и «Долой Хиллари» и переводили деньги американцам для организации этих митингов — например, оплачивали местным «энтузиастам» аренду мегафона и печать постеров, или сами платили за них напрямую.

Вот какое письмо пришло одному из американских избирателей: «Привет, в августе во Флориде мы организуем мероприятие в поддержку мистера Трампа. Позвольте представиться: «Быть патриотом» - это консервативное онлайн-движение, которое хочет объединить людей оффлайн. У нас огромное количество сторонников, мы хотим помочь избранию Трампа президентом. Писулек в интернете недостаточно — нужны реальные действия». Прилагается список мест во Флориде, где запланированы митинги.

Когда обвиняемые поняли, что их работа не осталась незамеченной, они начали удалять почтовые ящики, аккаунты в соцсетях и прочая.

13 сентября 2017 года Ирина Каверзина отправила емэйл одному из своих родных: «У нас сегодня на работе была запарка: нас накрыло ФБР (не шучу). Мы с ребятами все это разгребали». Позже Каверзина написала: «Все эти картинки и посты запилила я, а американцы думают, что это их».

По большей части — всё.

Деятельность «фабрики троллей» в России давно не была секретом. Кстати, одну из сотрудниц того, что американский прокурор называет «Организацией», несколько лет назад заслали в «МК». Девушка устроилась стажером-верстальщицей и проработала совсем недолго, как-то не прижилась. О том, что она — засланный «крот», мы узнали много позже из вскрытой и опубликованной в Сети переписки.

Когда мы почитали отчеты этой девушки, написанных ею для кураторов — подивились. Большей части людей, которых она упоминала, как «сотрудников «МК», мы никогда не видели в глаза, и больших врак о том, что якобы происходило в редакции, никогда не читали.

Это довольно показательный момент для того, чтобы оценить качество работы «фабрики троллей» в целом. Не нужно переоценивать ее влияние на американские выборы — Трамп нанимал для своей интернет-кампании гораздо более крутых ребят (об этом в материале «Человек, который принес победу Трампу»).

А тут, судя по всему, было работы на копейку, а отчетности — на миллионы. Но дело даже не в этом. За что ни возьмется куратор «фабрики троллей» - все прекрасно. Уши торчат за десять верст, и разгребай-не разгребай потом с ребятами, а позора не оберешься.

Читайте материал «Пятница, тринадцать: новые американские обвинения грозят оказаться губительнее санкций».

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru