Пятница, 29 марта 2024 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно

Аскар Акаев: «Самым плохим президентом будет тот, кто считает себя самым умным и потому ни к кому не прислушивается»

29 сентября 2017

В Кыргызстане полным ходом идет подготовка к президентским выборам, которые должны состояться 15 октября. Действующий глава государства Алмазбек Атамбаев не участвует в предвыборной гонке, своим фаворитом он назначил бывшего премьера Сооронбая Жээнбекова. Кроме него в выборах участвуют еще 11 человек. Что ждет республику после этих выборов, «МК» рассказал ее первый президент Аскар Акаев.


фото: ru.wikipedia.org
Фото: A.Savin.

- Как считаете, почему накануне выборов Атамбаев решил сделать премьер-министром Сапара Исакова, а Жээнбекова отправить на президентские выборы?

- Вполне естественно действующий глава республики надеется сохранить свое влияние в постпрезидентский период. В этом смысле он следует по тому самому пути, который проложил грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили, приведший к власти своего президента и партию, но напрямую страной не управляющий. Атамбаев полагает, что тоже сможет посадить своего президента и правительство, через которых он сможет влиять на развитие республики, лежа на боку.

Из 12 человек можно избрать наиболее достойного для управления государством. Особенно выделяются Омурбек Бабанов, Сооронбай Жээнбеков, Темир Сариев, которые в разное время руководители правительством Кыргызстана, и Бакыт Торобаев, обладающий большим опытом парламентской и министерской работы. Если судить по их биографиям, каждый из них достаточно хорошо подготовлен для управления государством.

Надеюсь, следующий новый президент Кыргызстана будет двигать республику вперед. Последние 12 лет страной управляли революционеры, которые ничем кроме популизма не занимались. Надеюсь, теперь их власть закончится, и представители нового поколения направят республику на путь созидания, эволюционного поступательного развития.

- Жээнбеков - совсем не новое лицо, наоборот, многие считают его другом Атамбаева.

- Как говорил Уинстон Черчиль, в политике не бывает подлинной дружбы, ее место занимают интересы. Посмотрим, как поведет себя Жээнбеков, если народ решит сделать его своим президентом. Возможно, он начнет гнуть собственную линию. Уверен, народ своим коллективным разумом сможет выбрать достойного лидера, который будет учитывать нужды населения республики, а не свои личные или каких-то элит.

Возьмите пример Китая эпохи Мао Цзэдуна. Ден Сяопин был одним из его ближайших соратников, хотя Мао дважды отправлял его на перевоспитание. Наверное, это ему даже помогло, так как он смог посмотреть на жизнь простого народа, крестьян и рабочих. Став национальным лидером, он запустил реформы, которые изменили Китай до неузнаваемости. Страна пошла по совсем другому пути, чем тот, по которому вел свой народ Мао. Тем не менее Дэн Сяопин поступил мудро, он не ругал своего предшественника. Как известно, на одном из съездов он заявил, что Мао на 75% был прав, а на 25% - ошибался, на этом надо поставить точку и начать двигаться вперед. И он направил все силы народа на преобразование страны.

За 30 лет Китай совершил настоящее чудо. Сегодня это вторая экономика мира, а завтра станет первой. За это время 500 миллионов китайцев вышли из бедности. Когда в 1989 году я впервые посетил Китай, мне казалось, что эта страна навсегда погрязла в нищете, а сегодня это признанный лидер во многих направлениях науки и технологии. Однажды Китай перехватит мировое лидерство у США. И, слава Богу, так должно быть, потому что Вашингтон уже всем надоел. Все меняется, и это хорошо.

- Если Атамбаев выполнит свой план и будет продолжать управлять Кыргызстаном из тени, о развитии можно будет забыть?

- Вполне может быть, что именно так и получится, тем более что у нас перед глазами есть пример Грузии. Но отчаиваться не нужно, так как демократическая система хороша тем, что в будущем будут еще выборы. Сам факт их проведения и наличие полноценной конкуренции дают надежду на перемены. Люди вынесут уроки, и в следующий раз выберут более достойного человека.

Во всем мире нас справедливо называют самым демократическим государством Центральной Азии. Демократия присуща национальному менталитету кыргызов. Например, великий русский историк Василий Бартольд писал, что еще в древние времена наши ханы получали власть не по наследству, а через выборы. Я рад, что мы продолжаем двигаться по этому пути. Нынешние выборы - еще один вклад в этот процесс.

- Как изменилась эта избирательная кампания по сравнению с предыдущими? Стало ли больше популизма?

- В современном Кыргызстане есть три проблемы, которые нужно решить, чтобы республика продолжила свое движение по пути демократии. Во-первых, это популизм, который процветает по всему миру. Я считаю, что это самая большая опасность. Популистские программы, вводящие избирателя в заблуждение, только усугубляют ситуацию в той же экономике. От такого рода политиков нужно избавляться, на их место должны прийти люди, которые прямо скажут, что благополучия можно достигнуть только огромным трудом.

Перед тем как в первый раз стать премьер-министром, Уинстон Черчилль, в отличие от своих конкурентов, обещавших скорое процветание, сказал, что может пообещать своим избирателям только тяжкий труд и слезы. Так оно и вышло, но именно поэтому он стал одним из лучших руководителей времен Второй мировой войны.

Второе, что меня особенно волнует, это исламизация страны. Кыргызстан всегда был светской республикой, и не только по Конституции, но и по своей сути. Ислам для нас всегда был частью культуры, но не более того. Однако в последние годы я все чаще слышу об активной исламизации страны. Это очень опасно, так как мы знаем, к чему приводит радикализм такого рода.

И третье — это раскол общества. В последнее время он чувствуется все сильнее. В частности, появились проблемы во взаимоотношениях Севера и Юга. Лично я своей главной задачей на посту президента видел консолидацию народа. Поэтому моим первым крупным проектом было строительство автомобильной дороги Бишкек-Ош, затем мы объявили Ош южной столицей страны и так далее. Чтобы добиться каких-то значимых достижений, прежде всего нужно консолидировать нацию, а сейчас она рассыпается.

Новый президент Кыргызстана должен работать на разрешение всех трех проблем. Ну и самое главное — пора переходить от революционных лозунгов к созидательному и устойчивому развитию.

- Все кандидаты понимают эти задачи или кто-то, наоборот, хочет играть на противоречиях?

- Программы у всех неплохие: хотят укреплять нацию, добиваться экономического процветания и так далее. Один говорит, что нам нужно для этого 20 лет, а другой обещает вывести страну в мировые лидеры за 5 лет. Только к весне будущего года станет понятно, тому ли человеку доверились люди.

- Те процессы, которые сейчас происходят в Кыргызстане, согласуются с объявленными идеалами революции?

- Как известно, революция 2005 года была организована США. Ею открыто руководил чрезвычайный и полномочный посол Стивен Янг. Эти события происходили на фоне Оранжевой революции на Украине и Революции роз в Грузии. Американцам не терпелось как можно скорее совершить подобные перевороты по всему миру. В Центральной Азии наилучшей площадкой для этого оказался демократически продвинутый Кыргызстан.

Лидеры переворота обещали народу Кыргызстана больше демократии, но этого так и не произошло. Через 5-7 лет обещали превзойти США по уровню промышленности, но в итоге экономика откатилась на 10 лет назад. Фактически, нас обогнали даже таджики, пережившие гражданскую войну, вот что значит стабильное развитие!

- Как сильно элиты Кыргызстана хотят изменений во власти, в частности, отстранения от власти Атамбаева, омоложения руководства страны и так далее?

- Сейчас такое время, когда элита наверняка хочет изменений. Все устали от этого революционного правления, постоянного напряжения, хронической нестабильности и так далее. Всем нужна среда, в которой можно заниматься радикальными изменениями в лучшую сторону.

- Есть ли какой-то вариант, по итогам которого в Кыргызстане опять начнутся волнения?

- Республика уже пережила две революции и надеюсь, что третьей не будет. Посмотрите, до чего они довели Украину. В Советском Союзе она во всех отношениях была самой процветающей республикой. Мне вообще казалось, что она одной ногой уже стоит в коммунизме. Сегодня ничего кроме чернозема не осталось, но и его собираются распродавать. Нельзя остановить процесс смены элит, за который проголосовал народ.

- В зависимости от того, кто сейчас победит на выборах, могут ли серьезно измениться взаимоотношения России и Кыргызстана?

- В физике есть постоянные константы, которые не меняются, в какой бы точке вселенной вы ни оказались: постоянная Планка, постоянная Эйнштейна, гравитационная постоянная Ньютона и так далее. Для Кыргызстана такой постоянной является Россия. История наших взаимоотношений предопределена самой судьбой. Около 230 лет назад кыргызские лидеры поняли, что нужно опереться на поддержку могущественной России. Приход России в Центральную Азию позволил региону вылезти из феодального прошлого, а период Советского Союза вообще был эпохой всестороннего подъема для Кыргызстана.

- Атамбаев продолжал эту традицию дружелюбия и добрососедства?

- Как и во всем, он был неоднозначен, то проникался платонической любовью, то, наоборот, охладевал. Надеюсь, следующий президент будет более последователен.

- Как думаете, о чем 14 сентября с Атамбаевым говорил президент России Владимир Путин? Тогда же российский лидер дал интервью киргизским журналистам, в котором ему тоже было сложно подобрать слова для описания их президента.

- Наверняка они обсуждали что-то очень важное, так как иначе вполне можно было ограничиться телефонным разговором. Скорее всего, Атамбаев прилетел специально ради того, чтобы оставить добрую память о своем политическом наследии, заручившись при этом поддержкой со стороны России, ну и укрепить позиции своего преемника. Сложно сказать, получилось у него это или нет. Надеюсь, народ сделает мудрый вывод как из поездки Атамбаева, так и из интервью Путина.

- Наверняка лидеры постсоветского пространства еще будут обсуждать выборы в Кыргызстане. Как считаете, насколько приемлемо для них видеть во главе государства Жээнбекова в качестве марионетки Атамбаева?

- Все зависит от того, насколько искренне они относятся к Атамбаеву. Если все, что мы видим по телевизору, правда, то протестовать они не станут. В то же время политики хотят видеть своими собеседниками и партнерами приятных и предсказуемых людей. Посмотрите, как реагировал мир, например, на избрание президента Франции Эмманюэля Макрона и президента США Дональда Трампа...

- Кого бы вы хотели видеть во главе Кыргызстана?

- Самый лучший лидер — это нормальный человек. Посмотрите на канцлера Германии Ангелу Меркель: ничем особенным, кроме, может быть, жизненной мудрости, она не отличается от рядовой немецкой женщины. Именно поэтому ее уже в четвертый раз избирают главой правительства ФРГ.

Вспомните историю избрания в президенты Рональда Рейгана. Он был выдающимся киноактером, который к тому моменту успел поработать губернатором. В ходе своего предвыборного турне по США Рейган приехал в Голливуд, где на встрече с избирателями столкнулся с одним очень известным режиссером, который сказал: «Слушай, ты замечательный актер, мы все тебя любим... Но ты сам веришь, что можешь быть президентом?» На это Рейган ответил: «Ты сам сказал, что я великолепный актер, ну так я отлично сыграю роль президента». И ведь у него действительно получилось. Главным его даром было умение слушать...

Знаете, самым плохим президентом будет тот, кто считает себя самым умным и потому ни к кому не прислушивается. Таким человеком, например, является Атамбаев. Хотелось бы, чтобы Кыргызстан возглавил человек, который умеет слушать как простых людей, так и своих советников. Он должен быть первым среди своих избирателей.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 ТАС
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru